Лучший педагог года

План проекта для дошкольников о неживой природе «В царстве света и тени»

Севрюкова Анна
План проекта для дошкольников о неживой природе «В царстве света и тени»

ПЛАН ПРОЕКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

«В царстве света и тени»

Цель: Формирование первичных представлений о значении света и тени. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Так же довести до сведения детей о неотрывной связи света и тени.

Задачи:

Публикация «План проекта для дошкольников о неживой природе „В царстве света и тени“» размещена в разделах

-Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

-Познавательное развитие: формирование представления о световом луче; ознакомление с условиями образования тени. Формирование любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;

-Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-Художественно-эстетическое развитие: Знакомство с теневым театром, развитие творческой фантазии, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрение неповторимости.

Материалы и оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Игровые методы

Игра «Отгадай, чьи это тени (с помощью рук создают тени зайчика, котенка, собаки и т. д.) .

Дидактическая игра «Свет бывает разный»дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?

Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер?’ Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

• Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Природные и искусственные источники света» Игра с карточками. Закреплены знания об искусственных и природных источниках света.

Игра "Догони свою тень" В солнечный день обратите внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше.) На что похожи тени детей? Предложите детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Игра "Прятки"В теплое время года предложите детям найти как можно больше тенистых мест и спрятаться в них. Обратите внимание на пятнистость теней под листвой деревьев и кустарников. Зимой такие световые пятна могут давать ветви старых деревьев, особенно когда они качаются.

Словесные методы

Загадки

Мету-мету, не вымету, несу-несу, не вынесу: как пора придет, сама уйдет. (тень)

Белая кошка лезет в окошко (свет).

Ни стук, ни бряк, к окну подошел (свет).

Мету, не вымету: пора придет, сам уйдет (свет солнца).

Один костёр весь свет согревает. (Солнце)

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером (ночь).

Чего в коробейку не спрятать и не запереть? (Света).

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у птицы в море. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)

Мету, мету, не вымету, несу, несу, не вынесу: пора придет, сама уйдет (тень).

Хоть весь день гоняйся за ней - не поймаешь. (Тень)

Чего с земли не подымешь? (Тени).

Идёт по соломе - не шуршит, идёт по воде - не тонет, идёт по огню - не горит. (Тень)

Поутру с сажень, в полдень с пядень, а к вечеру через поле хватает (тень).

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море (тень).

Чего из стены не вырубишь? (Тени.)

-Рассказ воспитателя «Искусственные источники света» Дети интересуются, другими источники света. Проявляют познавательный интерес.

-Рассказ воспитателя «Что появляется вместе со светом и исчезает с ним» Ответы детей. Тень. Умеют самостоятельно делать вывод.

-Беседа "Для чего тигру полоски".Цель. Показать значение пятнистой (полосатой) окраски в жизни животных и ее связь с "пятнистым" освещением.

Оборудование и материал. Фотографии, рисунки с изображением жирафа, тигра, леопарда, косули, щуки и других полосатых и пятнистых животных. Обязательно включите в этот список соответствующие виды вашей местности.

Ход беседы

Попросите детей вспомнить, какими пятнистыми были тени под деревьями, кустарниками, когда они играли в прятки. Были светлые (больше света) и темные (меньше света) полоски, пятна. Земля под растениями становилась как бы пятнистой. Таких "пятнистых", "полосатых" участков в лесу или в зарослях кустарников бывает очень много. Предложите детям подумать, как должно быть окрашено животное, которое хочет спрятаться в таком месте? Затем раздайте картинки различных животных, в том числе и с полосатой, пятнистой окраской, и попросите детей отобрать тех, кто прячется в лесу под деревьями, кустарниками. Пусть они объяснят свой выбор. Подчеркните, что яркое африканское солнце и тени от колышущихся листьев кустарников, деревьев мешают понять, то ли детеныш леопарда спрятался, то ли это играют в прятки солнечные зайчики. Полоски тигру нужны для того, чтобы быть незаметным охотнику, а пятна косуле чтобы спрятаться от своих врагов. А для чего полоски щуке или окуню? Ведь они живут не в лесу, а в реке. Выслушайте ответы детей, а затем объясните, что эти рыбы хищники. Они, как и тигр, прячутся в "подводном лесу" зарослях водорослей. Так что и тигру, и щуке полоски нужны для одинаковых целей.

Наглядные методы

1. мультфильм про Лунтика и его друзей «Тень».

2. Демонстрация видеоролика: «Теневой театр с помощью рука»

3. Наблюдения на прогулке

- Все ли тени от предметов одинакового оттенка? Сравните, например, зимой тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

- Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Чтобы выяснить это, очертите палочкой на песке или на снегу (на асфальте мелом) тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем днем и вечером. Сравните положения тени в разное время суток.

- В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратите внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Практические методы

Опыт "Свет повсюду". Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ.

Что сейчас светит? (Солнце.)

Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.)

Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно.

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.)

Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Элементарный опыт «Почему не видно?». Вывод, что содержимое сундука не видно через отверстие, потому что там темно. Предположительные варианты ответов, что нужно сделать. Вывод: «Там должно быть светло».

Опыт «Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Опыт «Волшебные лучи»

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?

- Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод ( освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .

Опыт «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги?

Вывод:Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

Список литературы

1. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М. : Сфера, 2002. - 28 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О. В. Дыбина (отв. ред.). - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми).

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.

4. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

Публикации по теме:

«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты»«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты» Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления,.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет «В царстве елок». Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите елочку!»Фотоотчет «В царстве елок». Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите елочку!» Проект «Берегите елочку!»Вид проекта:исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель:Воспитывать любовь.

Сценарий развлечения «Новый год в подводном царстве» для старших дошкольников Новый год в подводном царстве для старших дошкольников. Дети входят в зал под песню «Новый год». Исполняют танец. Ведущий: К нам целый.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План проекта для дошкольников о неживой природе «В царстве света и тени»
Опубликовано: 25 марта 2021 в 09:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД