Елена Чернова
План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука»
(для детей подготовительной группы)
Руководитель: воспитатель Чернова Е. С.
Всего занятий: 26
Продолжительность занятий – 30 минут
Публикация «План работы кружка по нравственному воспитанию „Куклы из бабушкиного сундука“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
2 подгруппы по 12 человек
1 занятие в неделю для каждой подгруппы
Пояснительная записка
Общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.
Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.
Опыт работы многих педагогов показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Кроме того, организация творческой деятельности детей в рамках кружковой работы расширяет возможности подачи информации посредством игры, моделирования и проектирования детьми под руководством взрослого экспонатов народных костюмов и игрушек.
В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки.
Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее “место рождения”.
В иных избах кукол было до сотни! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась “безликой”. Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а “безликая” считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без иголки. С пяти лет девочки изготовляли кукол сами. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.
Сейчас очень сложно осуществлять эту работу с детьми, воспитанными на телевидении и видеотехнике. А самим детям часто тяжело увидеть, как прекрасен окружающий мир. Только взрослый сможет помочь им в этом.
Детское творчество хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.
В решении этих сложных задач велика роль именно родителей. Если же ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то теперь только от воспитателя дошкольного учреждения будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни, искусстве, творческой деятельности.
Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т. п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое я. И если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.
Кружок по прикладному творчеству дает представление не только о бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению тряпичной куклы.
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, – это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Для лучшего изучения этой темы с дошкольниками было разработано перспективное планирование.
Цель кружка : развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная : на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Методы: чтение художественной литературы; слушание музыки; организация выставок; экскурсии; беседы; изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; игры – драматизации, дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения.
План кружковой работы :
1. Раздел Русская народная кукла (что мы знаем о куклах, история тряпичной куклы и её назначение).
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе ножницами.
2. Раздел Обереговые куклы (что такое «оберег», назначение обереговых кукол, свойства ткани).
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла – закрутка.
Тема 4. Ангел.
Тема 5. Кубышка-травница.
Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
3. Раздел Обрядовые куклы (народные обрядовые праздники, кукла – носитель традиционной и культурной информации, правила работы с инструментами).
Тема 1. Зернушка (крупеничка).
Тема 2. Отдарок- на- подарок.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
4. Раздел Игровые куклы (кукла – древнейшая игрушка, кто делал первую куклу для ребёнка, почему у куклы не было лица).
Тема 1. Кукла-кормилка.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла.
Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
Тематический план
Наименование разделов и тем Количество
занятий Срок
1. Раздел - Русская народная кукла.
Тема 1. Что мы знаем о куклах?
Тема 2. История тряпичной куклы.
2
1
1 Октябрь
2. Раздел - Обереговые куклы
Тема 1. Кукла-кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла-закрутка.
Тема 4. Ангел.
Тема 5. Кубышка-травница.
Тема 6. «Обережье».
8
1
1
2
1
2
1 Октябрь
Ноябрь
Ноябрь-декабрь
Декабрь
3. Раздел - Обрядовые куклы
Тема 1. Зернушка (Крупеничка).
Тема 2. Отдарок-на-подарок.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Тема 5. «Рукодельницы».
9
2
2
2
2
1
Декабрь-январь
Январь
Февраль
Март
4. Раздел - Игровые куклы.
Тема 1. Кукла-кормилка.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла.
Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».
7
2
2
2
1 Март
Март-Апрель
Апрель
Требования к уровню подготовки воспитанников (требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы)
Воспитанник
должен Базовый компонент Компонент ДОУ Национально-региональный компонент
Знать Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.
Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре. Знать некоторые фольклорные произведения наших авторов.
Уметь Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.
Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.
Находить логические связи между образом и традицией.
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
Месяц Способ проверки знаний, умений и навыков.
Декабрь
Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу 2
Март Итоговое практическое занятие «Рукодельницы» по разделу 3
Апрель Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Василинок»
Список средств обучения
Технические средства обучения - магнитофон, ноутбук.
Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.
Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.