Лучший педагог года

План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы

Елена Чернова
План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы

План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука»

(для детей подготовительной группы)

Руководитель: воспитатель Чернова Е. С.

Всего занятий: 26

Продолжительность занятий – 30 минут

Публикация «План работы кружка по нравственному воспитанию „Куклы из бабушкиного сундука“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

2 подгруппы по 12 человек

1 занятие в неделю для каждой подгруппы

Пояснительная записка

Общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Опыт работы многих педагогов показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Кроме того, организация творческой деятельности детей в рамках кружковой работы расширяет возможности подачи информации посредством игры, моделирования и проектирования детьми под руководством взрослого экспонатов народных костюмов и игрушек.

В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее “место рождения”.

В иных избах кукол было до сотни! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась “безликой”. Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а “безликая” считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без иголки. С пяти лет девочки изготовляли кукол сами. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.

Сейчас очень сложно осуществлять эту работу с детьми, воспитанными на телевидении и видеотехнике. А самим детям часто тяжело увидеть, как прекрасен окружающий мир. Только взрослый сможет помочь им в этом.

Детское творчество хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

В решении этих сложных задач велика роль именно родителей. Если же ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то теперь только от воспитателя дошкольного учреждения будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни, искусстве, творческой деятельности.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т. п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое я. И если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.

Кружок по прикладному творчеству дает представление не только о бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению тряпичной куклы.

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, – это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Для лучшего изучения этой темы с дошкольниками было разработано перспективное планирование.

Цель кружка : развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная : на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Методы: чтение художественной литературы; слушание музыки; организация выставок; экскурсии; беседы; изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; игры – драматизации, дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения.

План кружковой работы :

1. Раздел Русская народная кукла (что мы знаем о куклах, история тряпичной куклы и её назначение).

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе ножницами.

2. Раздел Обереговые куклы (что такое «оберег», назначение обереговых кукол, свойства ткани).

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла – закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

- уважать традиции русского народа;

- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

3. Раздел Обрядовые куклы (народные обрядовые праздники, кукла – носитель традиционной и культурной информации, правила работы с инструментами).

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

4. Раздел Игровые куклы (кукла – древнейшая игрушка, кто делал первую куклу для ребёнка, почему у куклы не было лица).

Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных традициях;

- уметь работать по замыслу.

Тематический план

Наименование разделов и тем Количество

занятий Срок

1. Раздел - Русская народная кукла.

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

Тема 2. История тряпичной куклы.

2

1

1 Октябрь

2. Раздел - Обереговые куклы

Тема 1. Кукла-кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла-закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье».

8

1

1

2

1

2

1 Октябрь

Ноябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь

3. Раздел - Обрядовые куклы

Тема 1. Зернушка (Крупеничка).

Тема 2. Отдарок-на-подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы».

9

2

2

2

2

1

Декабрь-январь

Январь

Февраль

Март

4. Раздел - Игровые куклы.

Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

7

2

2

2

1 Март

Март-Апрель

Апрель

Требования к уровню подготовки воспитанников (требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы)

Воспитанник

должен Базовый компонент Компонент ДОУ Национально-региональный компонент

Знать Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре. Знать некоторые фольклорные произведения наших авторов.

Уметь Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Месяц Способ проверки знаний, умений и навыков.

Декабрь

Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу 2

Март Итоговое практическое занятие «Рукодельницы» по разделу 3

Апрель Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Василинок»

Список средств обучения

Технические средства обучения - магнитофон, ноутбук.

Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.

Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

Публикации по теме:

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука»Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука» В нашем детском саду прошёл конкурс народной игрушки. Родители вместе с детьми смастерили разных кукол и игрушек. Немного о истории возникновения.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука» Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука». Тематическая неделя в детском саду: «Шапка-невидимка и Сапоги-скороходы» Подготовительная.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

План работы кружка по нетрадиционному рисованию «Цветик-семицветик» в подготовительной группе Октябрь 1.«Лебеди» Задачи: расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей; воспитывать гуманное отношение к миру животных и.

Сценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗСценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗ Сценарий для для детей средней группы с ОВЗ: «Куклы из бабушкиного сундука». Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы кружка по нравственному воспитанию «Куклы из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 23 июля 2021 в 17:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД