Ирина Новикова
План работы по самообразованию «Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию воспитателя МКДОУ «Детский сад №17»
Новиковой Ирины Владимировны
на 2021-2022 учебный год
Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет
Актуальность: Речь-это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов речи. Звуковая культура речи является частью речевой культуры.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
На современном этапе развитие речи стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений - развитие звуковой культуры речи. Систематическая работа над развитием ЗКР помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
• Развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Помочь воспитанникам овладеть нормами речи;
• приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию звуковой культуры речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие ЗКР детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
• изучение литературы по теме.
• повышение педагогической компетенции родителей по теме.
• Создaние комплексной системы работы спо звуковой речи с детьми.
План работы с детьми.
Раздел плана Форма работы Практические выходы
сентябрь
Работа с детьми Мониторинг уровней развития речи.
Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.
Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.
Самореализация Работа с методической литературой.
Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 4-5 лет. – М. : Гном и Д, 2000.
Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Гном и Д, 2000.
Методика М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».
Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
Разработать планирование занятий на учебный год по развитию звуковой культуры речи. (все возрастные группы)
Октябрь
Работа с детьми Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.
Работа с родителями Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи детей 4-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи.
Самореализация Изучение литературы.
Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. «К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.»– М. : Просвещение, 1963.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. детей 4-5 лет Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
Ноябрь
Работа с детьми Проведение Пальчиковых гимнастик, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
Работа с родителями Составление комплекса артикуляционной гимнастики
«Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Самореализация Работа с методической литературой
по проведению артикуляционной гимнастики. Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.
Декабрь
Работа с детьми Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
Работа с родителями Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Самореализация Изучение методики О. С. Ушаковой Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры.
Январь
Работа с детьми Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
Работа с родителями Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.
Самореализация Подбор игр по развитию звуковой культуры речи у детей 4-5лет. Оформление и проведение игр.
Февраль
Работа с детьми Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонации. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Работа с родителями Письменные рекомендации для родителей дошкольников 4-5лет.
Самореализация Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 4-5 лет. (Е. Н. Михина). Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
Март
Работа с детьми Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание : «Кто где живёт», памяти: «Опиши предмет», развитие речи по лексике : «Шаги», по звуковой культуре речи :«Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.
Работа с родителями Практикум «Речь и весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
Самореализация Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Апрель
Работа с детьми Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.
Работа с родителями Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. «Выставка книг»
Самореализация Семинар-практикум для педагогов «Использование скороговорок и чистоговорок в развитии звуковой культуры речи у детей 4-5 лет». Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.
Май
Работа с детьми Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.
Работа с родителями Анкетирование родителей Сбор информации о семейном воспитании детей.
Самореализация Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию ЗКР. Сбор и обработка данных.