Татьяна Холодова
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
• повышение теоретического и практического уровня
• систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Задачи:
• изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
• определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
• проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
• картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
• памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
• итоговое занятие по развитию речи;
Срок реализации
с 1 сентября 2021 по 30 мая 2022года
Участники:
• Воспитатели.
• Дети старшей группы
• Родители.
План работы по самообразованию
№ п/п Форма работы Сроки реализации Предполагаемый результат
1 Анализ проблемы. сентябрь Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.
2 Проведение диагностических исследований дошкольников п развитию речи. Определение проблем в речевом развитии детей.
3 Изучение литературы по теме. сентябрь - октябрь Повышение компетентности.
4 Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». октябрь Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.
5 Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. на протяжении года Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Использование метода проектов, как средство речевого развития.
6 Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.
7 Посещение открытых занятий в ДОУ. Обмен опытом с коллегами.
8 Проведение открытых занятий по развитию речи у детей. Презентация своего опыта работы.
9 Индивидуальные беседы и консультации с родителями. Углубление сотрудничества с родителями.
10 Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. Повышение педагогической компетентности родителей.
11 Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. апрель Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.
12 Выступление на педсовете по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». май Презентация итогов работы по самообразованию.
Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.
№ Форма работы Задачи Сроки
1 Диагностические исследования дошкольников по развитию речи Определение проблем в речевом развитии детей Сентябрь
2 Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов Обучение связному последовательному пересказу
с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих
последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного
пересказа; активизация и обогащение словарного запаса детей.
Октябрь
3 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;
формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять
связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и
активизировать словарный
запас детей. ноябрь
4 Работа с загадками.
Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Декабрь
5 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; Январь
6 Работа над развитием речи через театральную
деятельность. Инсценирование сказок: «Рукавичка», «Колобок».
Развитие творческой
самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Февраль
7 Заучивание стихотворений Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей Март
8 Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,
выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.
Апрель
9 Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете по теме. Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. Май
Список использованной литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Лебедева Л. В. Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.