Приложение МААМ

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Екатерина Синюгина
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы по теме самообразования :  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенции по вопросам экологического воспитания старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Публикация «План работы по самообразованию: „Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры“» размещена в разделах

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

 - привитие трудовых природоведческих навыков;

 - развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.

Планируемой результат :

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание, нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

Перспективы развития опыта :

1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.

2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Работа с родителями :

Цель:  1. Довести до родителей важность темы.

           2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

       3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов,  собрать природный материал.

Консультации:

1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

2. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

4.» Экологическое воспитание».

Предложить картотеки:

1. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Картотека опытов  водой.

3. Картотека опытов с песком.

4. Картотека опытов с воздухом.

5. Картотека опытов с магнитами.

Предложить дидактические игры :

1. Угадай чей след.

2. Расскажи по плану про домашнее животное.

3. Кому нужна вода.

4. Для чего нужна вода.

5. Игры про домашних и диких животных.

6. Игры про овощи и фрукты, продукты.

Актуальность выбранной темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.  «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.   

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы с детьми на 2022-2023 уч. год по развитию  экологического воспитания дошкольника через дидактические игры.

месяц

Направление работы

Способ достижения

октябрь

Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями.  Продолжила изучение теории обучения детей Экологическому воспитанию на основе дидактических игр раздела образовательной программы: область «Познание». «Эклогия».Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы .

Знакомство и анализ документации.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Мониторинг по теме.

Обогощение развивающей среды.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Анализ изученной литературы в плане по    самообразованию.

ноябрь

Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы .

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Картотека игр.

Провести родительское собрание по данной теме.  Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Картотека опытов.

дидактические игры про дом. И диких животных.

декабрь

Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по экологическому воспитанию через дидактические игры. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме.

Изучение      свойств воздуха  в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Консультации для родителей. Выступление перед воспитателями.  (Обмен опытом по проблеме.)

Дидактические игры.

январь

Освоить современные технологии в изучении  дидактических играх по экологии. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию   экологических  представлений с помощью дидактических игр.   Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Создание Кейса  с дидактическими играми. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом.

Дидактические игры.

февраль

Проведение занятий, опытов  с водой и со снегом.

Подгрупповая и индивидуальная работа Работа с методической литературой.

Создать картотеки игр и опытов с водой.

Непосредственно образовательная деятельность.

Использование дидактических игр.

Картотека дидактических игр про воду.

март

Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать.

Изучение свойств  света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности

Дидактические игры.

Картотека игр дидактических.

апрель

Подбор материала для изготовления кейса.  Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

Изготовление кейса.  Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом.  Изготовление игротеки.

Май.

Закрепление знаний и умений в играх.

Итоговый мониторинг.

Анализ, оформление результатов мониторинга. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Мониторинг.

Консультации для родителей.

Итоговое собрание. (показ лэтбука и кейса).

Список используемой литературы:

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М. : Знание, 1973.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1987.

3. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

4. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. ,Просвещение, 1973, с. 44

6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5

 7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

9. Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.

10. Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. - М. : Педагогика, 1971.

11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71 12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с. 132

13. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред. П. Г. Саморкуовой. - М., просвещение, 1983, с. 42, 74

15. Лихачёв Б. Т. Экология личности / Педагогика. - 1993, № 2, с. 19-21

16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с. 86

17. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п. л.

18. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с. - 14 п. л.

19. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М. : Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п. л.

20. Николаева С. Н. Начало экологической культуры : возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М. ,1993, 9. - С. 6-11.

21. Никандров Н. О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. - М. ,1993, 9. - С. 72-74.

22. Новосёлова С. Л. Истоки: Базисная программа развития ребё нка-дошкольняка. - М., 1997. 23. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М. : Изд. «Просвещение»,1990. - 112с.

24. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - Избр. Произв. М., 1953

 25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. ,1982

26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.

27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Знание, 1999. - с. 28. 28. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Экология /Авт. Сост.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Опубликовано: 10 августа 2022 в 08:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Синюгина (УИ 2229980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД