Папки-передвижки

План самообразования «Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Фёдорова Анна Александровна
План самообразования «Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 города Тюмени

План самообразования по теме :

«Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через бережливость и уважение к труду»

Фёдорова Анна Александровна

2023 г

Публикация «План самообразования „Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

- повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты:

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Актуальность выбранной темы:

Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общественной культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Экономическое воспитание – это не только про деньги и товар, но и про бережное отношение к природным ресурсам, уважительное отношение к трудовой деятельности человека, бережное отношение к результатам труда. Ведь только узнав, как создавалась любимая игрушка, книжка, сколько труда и ресурсов было вложено, ребенок узнает истинную ценность предметов.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Этапы работы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Формы и методы работы с детьми:

• Беседы

• Чтение произведений художественной литературы

• Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности

• Просмотр презентаций

• Дидактические игры

• Викторины

• Сюжетно-ролевые игры

• Игры- путешествия

• Настольные игры

Работа с педагогами:

• Создать кейс методических и практических материалов по теме самообразования.

Месяц Содержание работы Работа с детьми Работа с родителями

«Труд и продукт труда (товар)».

Сентябрь Изучение нормативных документов

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучить тему «Потребности человека».

Дать понятие детям о материальной, духовной и социальной потребности

Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми.

1)Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский

2)Дидактическая игра «Кому что нужно?»

3) Игра «Заветные желания»

4) Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Реализация проекта «Мои потребности» Консультация «Потребности ребенка»

Папка – передвижка «Финансовая грамотность вашего ребенка».

Октябрь Пополнение информационной зоны РППС (художественная литература экономического содержания)

- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);

- Учить выделять последовательность трудовых действий • 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

• 2) Труд в уголке природы.

• 3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.

• 4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

• 5) Работа на садовом участке дошкольной образовательной организации.

Реализация проекта «Профессии родителей» Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» Оформление фото альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами для игр

Ноябрь - Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону

предмета – товар, как результат труда.

- Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; 1. 1) Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

2) Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».

3) Экскурсия в магазин.

Реализация проекта «Как молоко попадает в магазин» Полезные советы родителям по экономическому образованию.

Декабрь - Познакомить с разными формами сбыта продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.

- Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

- Воспитывать бережливость, трудолюбие. 2. Сюжетно-дидактические игры:

«Торговый ряд».

4. - Дидактические игры «Какое время года», «Угадай, где продается».

5. - Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?», «Цены на товар».

6.

Реализация проекта «Магазин» Буклеты «Семейный бюджет», «Обучающие игры по экономическому воспитанию дошкольников», «Финансовая грамотность дошкольников».

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Январь Изучение примерной

парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

Создание уголка «Финансовая грамотность»

1) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным.

Реализация проекта «Что значит быть экономным Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

Февраль Изучение темы «Бережливые технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми 1)Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

2)Беседа «Про электроэнергию»

3) Беседа «Откуда вода в кране?»

Реализация проекта «Зачем нам беречь свет, тепло и воду?»

Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

Создание макета «Как в дом вода приходит»

«Деньги и цена (стоимость)»

Март

- Познакомить детей с понятием - деньги;

- Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» книгами и наглядным материалом про деньги

1) Беседа «В общем о деньгах»

2) Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

3)Беседа «История денег в России»

Реализация проекта «Путешествие в мир денег»

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Апрель Изучение темы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

- Дать представление о доходе.

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность

Создание картотеки игр по «Экономическому воспитанию» 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Реализация проекта «Семейный бюджет»

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Изготовление атрибутов для игры в «Банк»

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Май -Дать представление о рекламе.

-сформировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» рекламными брошюрами, создание картотеки загадок про финансовую грамотность. 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Реализация проекта «Мы рекламу создаем – креативными растем». Буклет «Финансовая грамотность дошкольника

Список литературы

1) Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Семенкова Е. В., Стахович Л. В. ,Рыжановская Л. Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

4) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

7) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

8) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019

9) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» :

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. – https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум» : Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Интернет – ресурсы:

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 12:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД