Папки-передвижки

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Нина Малахова
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

2018 г.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, собрать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, на сколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. На ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

• Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

• Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми двахова Н. Аижениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

• У малыша развивается воображение и фантазия.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель:

1. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей через развитие мелкой моторики

2. Повышение своей профессиональной компетентности по данной теме

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы на развитие мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми

• Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами)

• Игры с мелкими предметами (конструктор, лабиринт, пирамидки, пазлы, мозаика, прищепки, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, каштаны, горох, орехи)

• Игры с нитками (наматывание клубков, плетение косичек)

• Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц и замков, сворачивание лент

• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание)

• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий)

• Игры в "сухом бассейне" наполненном каштанами, песком

• Лепка

• Аппликации

• Рисование

План работы на 2018-2019 учебный год

1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, интернет ресурсы, опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

2. Провести диагностику детей по уровню развития мелкой моторики, речевого развития, совместно с педагогом-логопедом

3. Подобрать игровые упражнения по развитию мелкой моторики

Изучение методической литературы

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. :ООО «ЭКСМО», 2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. — СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

7. Е. Н. Бычкова, Е. В. Перминова «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

8. Е. Бортникова «Развитие мелкой моторики детей 3-5 лет».

9. С. Е. Гаврина и др. Тесты для детей (мелкая моторика).

10. В. Г. Дмитриева «Альбом по развитию мелкой моторики».

11. В. М. Мёдов «Упражнения для мелкой моторики», рабочая тетрадь, ФГОС

Диагностика

Диагностика нужна, чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3-х лет и старше нарушена.

Попросите малыша выполнить следующее:

1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом не сложные движения пальцами рук и кистями, а потом попросите повторить их вслед за вами.

2. Вытянуть перед собой руки, одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно, изменить положение кистей.

3. У ребенка должно получаться "шагать" по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочередно).

4. Он должен "загибать" пальчики поочередно, начиная с мизинца.

5. Попросите его выполнить упражнение "щепоть – ладонь". Соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. Тоже самое выполнить, поменяв руки.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет не достаточное для этого возраста, у ребенка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

1. Нарушается техника движений.

2. Страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность.

3. Диагностируются недостатки психо-моторики.

4. Плохо сформированы навыки самообслуживания, слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации.

5. Неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них.

6. Затруднение при использовании ножниц.

Если развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений) то это отклонение от норму

Работа с детьми:

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Моя семья».

3. Обучение детей игре «Шнуровка», скручивание лент.

4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика», «Бусы».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки», «Этот пальчик в лес пошел»

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок», «Домик»

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Настольная игра «Найди чей детеныш

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

7. Игра «Найди игрушки в сухом бассейне»

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Коровушка»

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко»

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Открытое занятие «Ладушки в гостях у бабушки»

7. Лепка снеговика

Январь

1. Разучивание пальчиковых игр «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Коза"

4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Раскладываем по цветам.

6. Аппликация «Снеговик»

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Петушок», повторение игры «Капуста»

2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин».

4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5. Настольные игры «Мозаика», мелкий конструктор

6. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

1. Закрепление пальчиковых игр «Капуста», «Ладушки-оладушки», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко», «Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества»

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр «Дом и ворота».

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

5. Игра «Поймай игрушку» (наматывание лент)

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Петушок», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна».

2. Продолжать учить детей сматывать нитки в клубок.

3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», конкурс поделок «Осень»

Ноябрь

Буклет «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Открытое занятие «Ладушки в гостях у бабушки», конкурс поделок «Зима»

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у средних дошкольников»

Февраль

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Апрель

Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель Дементьева Валентина.

План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.

План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. По количеству участников: групповой. Участники проекта:.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».   Источники способностей и дарований детей - на.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 22:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД