Валентина Молявко
План экспериментальной деятельности детей подготовительной группы. 2 полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
ЯНВАРЬ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ.
1. «Воздух необходим для дыхания».
Цели: расширять представления детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха. Мы постоянно окружены воздухом: мы живем в нем и дышим им.
Материалы: веер, ванилин, духи, воздушные шарики.
Процесс: занятие начинаем с загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Публикация «План экспериментальной деятельности детей подготовительной группы, 2 полугодие» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Выслушать объяснения детей, почему они думают, что это воздух. Для чего нам нужен воздух? Сделать глубокий вдох и затем выдох, мы вдыхаем воздух. Можем ли мы его видеть? Можем ли мы его почувствовать? Имеет ли воздух свой запах? Что находится внутри надутого воздушного шарика?
2. «Упрямый воздух».
Цели: подвести к пониманию, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы: шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Процесс: рассмотреть устройство шприца; произвести манипуляции с пустым шприцем: отжать поршень вверх и вниз, попробовать сделать то же зажав пальцем отверстие, набрать в шприц воду и вылить ее. Выяснить, что воздух при сжатии занимает меньше места и обладает силой, которая может двигать предметы.
3. «Свеча в стакане».
Цели: дать понятие, что кислород участвует в процессе горения. Поддерживать познавательный интерес детей.
Материалы: блюдце с водой, свеча, большой стакан, спички.
Процесс: установить свечу на блюдце, налить немного воды в блюдце, зажечь свечу и накрыть стаканом. Через некоторое время свеча погаснет, а уровень воды в стакане поднимется. Пламя сожгло весь кислород в воздухе под стаканом, и вода заняла место израсходованного газа.
ФЕВРАЛЬ
ЭКСЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЦВЕТОМ.
1. «Белое колесо».
Цели: познакомить со свойством цветов спектра при смешении получать белый цвет. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, желание проводить эксперименты самостоятельно.
Материалы: картон, шаблон круглой формы, бумага цветов радуги, ножницы, клей, карандаш.
Процесс: нарисовать на картоне круг, обведя шаблон, вырезать его. Разделить круг на семь равных частей. На каждый сектор наклеить цветные сегменты в порядке расположения их в радуге. Проткнуть круг по центру карандашом и раскрутить получившийся цветной волчок. Пронаблюдать как при быстром вращении появляется белый цвет. Результат смешения цветов радуги – образование белого цвета.
2. «Рисунок на воде».
Цели: показать детям возможность нанесения рисунка на поверхность воды. Развивать познавательный интерес, творческое воображение.
Материалы: поднос, вода, крахмал (30 гр, пищевые красители, деревянная шпажка.
Процесс: налить воду в поднос (не более 2,5см,всыпать 1 ложку крахмала и перемешать до консистенции молока (как вариант можно влить крахмальный клестер). Капнуть в центр каплю красителя, медленно провести шпажкой прямую линию через цветное пятно. Понаблюдать за возникновением узоров. Продолжить создавать плавающие узоры капая красителем других цветов на воду и проводя шпажкой через цветные пятна.
Когда проводится прямая линия через каплю краски по обе стороны от линии образуются одинаковые узоры, т. е. две стороны рисунка являются симметричными.
3. «Рисунок на молоке».
Цели: показать детям возможность нанесения «рисунка» на поверхности различных жидкостей. Развивать познавательный интерес, творческое воображение. Поддерживать желание проводить опыты и эксперименты самостоятельно.
Материалы: поднос, молоко, пищевые красители, жидкость для мытья посуды.
Процесс: налить в поднос молоко, чтобы закрылось дно. Накапать на поверхность молока капли красителя, пронаблюдать как пятна красителя расходятся по поверхности молока. Затем в центр капнуть жидкость для мытья посуды, пронаблюдать «извержение» красок. Если «извержение» проходит медленно нужно добавить красителя и жидкости для мытья посуды.
При смешивании молока с моющим средством порождается эффект бурления.
4. «Маятник с краской».
Цели: познакомить детей с одним из нетрадиционных способов рисования, дать понятия «маятник», «сила тяжести». Развивать познавательную активность, любознательность.
Материалы: бумажный конус (фильтр для кофеварки, бечевка, ножницы, ватман, жидкая краска, деревянная палка.
Процесс: на сиденья двух стульев положить палку, к ней при помощи бечовки подвесить бумажный конус. На пол положить лист ватмана. Конус заполнить краской, проделать маленькое отверстие в вершине конуса и легонько качнуть конус над ватманом. Конус свободно раскачиваясь оставляет красочный след.
Маятник свободно раскачивается под действием силы тяжести, которая увлекает все предметы к поверхности Земли. Чтобы запустить маятник его необходимо отвести в сторону, а затем отпустить. Пока маятник раскачивается, он «рисует» картину, которую создаёт сила тяжести его колебания.
МАРТ
ЭКСПЕРИЕНТИРОВАНИЕ С РАСТЕНИЯМИ.
1. «Что потом?»
Цели: систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы: семена трав, цветов, овощей, предметы ухода за растениями, почва, емкости для рассады.
Процесс: показать детям пакеты с семенами, выслушать предположения: что это? Во что превращаются семена? Посеять семена и в течении всего срока вегетации проводить наблюдения и фиксировать изменения по мере развития растений, отражая основные этапы развития.
Вывести схему развития растений: семечко – росток – растение – цветок – плод.
2. «Как увидеть движение воды через корни?»
Цели: доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: 2-3 черенка бальзамина (или герани) с корешками, стаканчики с водой, пищевые красители.
Процесс: Рассмотреть черенки, уточнить функции корней (укрепляют растения в почве, берут из неё влагу). А что ещё могут брать корни из почвы? Выслушать и обсудить предположения детей. Добавить пищевой краситель в 1-2 стаканчика с водой (один оставить с чистой водой). Предположить, что произойдёт, если корешки могут забирать не только воду (черенок должен окраситься). Через несколько дней отметить результат. уточнить, что будет с растением, если в почве окажутся вредные вещества (растение может погибнуть, забрав вместе с водой вредные вещества).
Корни растения всасывают вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
3. «Хитрые семена».
Цели: познакомить со способами проращивания семян. Развивать познавательную активность.
Материалы: семена растений выращиваемых рассадным способом, 3 емкости с почвой.
Процесс: семена поделить на 3 части; первую часть семян высадить сухими и установить табличку; вторю – положить во влажную салфетку и оставить на ночь, затем высадить и установить табличку; третью – положить во влажную салфетку с добавлением стимулятора роста, оставить до появления проростков, затем высадить в почву и установить табличку. Отмечать этапы роста: какие семена взошли первыми, как развивались растения на протяжении периода вегетации.
Для роста и развития растениям необходимы: свет, тепло, вода и желательны подкормки.
4. «Лабиринт».
Цели: Установить, как растение ищет свет. Стимулировать познавательную активность.
Материалы: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта, в угол положить клубень картофеля, на противоположной стороне сделать отверстие.
Процесс: в коробку поместить клубень картофеля, закрыть и поставить в теплое место, отверстием к источнику света. Открыть коробку после появления ростков картофеля из отверстия в коробке. Рассмотреть ростки, отметить их направление, цвет (они бледные, искривленные). Оставить коробку открытой и в течении недели пронаблюдать за изменением цвета и направлением роста ростков (они растут вверх, стали зелеными).
АПРЕЛЬ
ЗНАКОМСТВО С МИКРООРГАНИЗМАМИ.
1. «Заплесневелый хлеб».
Цели: установить, что для роста мельчайших живых организмов нужны определённые условия.
Материалы: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, лупа.
Процесс: составить алгоритм опыта. Поместить хлеб в различные условия: а) в тёплое место в пакет; б) в холодное место; в) в тёплое место, без пакета. Проводить наблюдения в течении нескольких дней, рассматривая результаты через лупу.
а) появилась плесень; б и в) плесень не образуется. Плесень развивается в тёплом влажном месте.
2. «Растущие малютки».
Цели: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Материалы: Емкости с крышкой, молоко.
Процесс: предположить, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Определить тёплое и холодное места, в которые можно поставить молоко в закрытых емкостях. Пронаблюдать в течении 2-3 дней. Сделать вывод: в тепле эти организмы развиваются быстро и портят продукты. Поэтому люди используют для хранения продуктов холодильники, холод препятствует развитию микроорганизмов.
3. «Полезные микробы».
Цели: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы, установить, что для их роста нужны определенные условия.
Материалы: кипяченое молоко, стеклянные баночки с крышкой, биойогурт, кастрюля, полотенце, термометр.
Процесс: молоко остудить до 50 градусов, разлить по баночкам в каждую баночку добавить чайную ложку биойогурта и размешать, закрыть крышкой. Баночки с молоком поставить в кастрюлю и накрыть свернутым в несколько слоев полотенцем, оставить на 5 часов.
Молоко свернулось, йогурты готовы. Бактерии превратили часть молочного сахара в кислоту.
4. «Живые камни», «Камень всплывающий в воде».
Цели: познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами и древними ископаемыми. Нацелить детей на творческую и поисковую деятельность.
Материалы: мел, известняк, каменный уголь, жемчуг, кораллы, янтарь, пемза; картинки древнего леса, лупы.
Процесс: рассмотреть минералы (вид, форма, строение, вес, свойства, высказать предположения о их возникновении. Предложить проверить плавучесть «живых камней». Все камни кроме пемзы, утонули мел при этом размок в воде. Пемза не тонет потому, это застывшая пена, возникающая во время извержения вулканов после быстрого остывания вспученной газами лавы. Не потопляем этот камень благодаря воздушным пузырькам глубоко спрятанным в его пустотах во время образования. Они делают его легким и плавучим.
МАЙ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
1. «Морковь вверх ногами»
Цели: установить способность растения искать свет. Стимулировать развитие познавательной активности.
Материалы: морковка с ботвой, нож, бечёвка, деревянная шпажка.
Процесс: разрезать морковь поперёк, аккуратно вырезать сердцевину, чтобы сделать ёмкость. Проткнуть морковь деревянной шпажкой и привязать бечёвку за оба конца. Подвесить конструкцию в хорошо освещенное место и наполнить её водой. В течении нескольких дней подливать воду. Морковь подвешена головой вниз, но листва тянется вверх, ищет свет.
2. «Узоры на траве».
Цели: Показать, что из-за отсутствия солнечного света, трава теряет свой зеленый цвет и становится белов
3. га».
Цели: показать новый способ рисования; вызвать эмоциональный отклик; развивать творческое воображение.
Материалы: акварельные краски, зубная щетка, сито,бумага, природная коллекция (веточки, листья, цветы)
Процесс: обвести на бумаге сито, в получившемся кругу выложить композицию из природных материалов. Осторожно накрыть ситом и при помощи зубной щетки (провести ею по ситу) набрызгать ровный слой краски, периодически меняя цвет. Оставить сито до полного высыхания краски. Затем убрать все предметы с бумаги. На ней останутся силуэты предметов.
4. «Цветной песок».
Цели: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие тёрки, миски, ложки, не большие банки с крышками.
Процесс: предложить нарисовать песком картину, рассмотреть её. Выслушать предположения можно ли сделать картину цветной? Как? Натереть на мелкой терке мелки и смешать в мисках с просеянным песком, в каждой миске получился песок определенного цвета. Можно рисовать цветные картины. Можно в стеклянные баночки насыпать слоями, сптятав при этом мелкую игрушку в песок, а затем путём встряхивания баночки найти его (при встряхивании сосуда предмет находящийся в песке выталкивается на поверхность). Все слои песка перемешиваются.
ЛИТЕРАТУРА:
Иванова А. И. «Организация детской исследовательской деятельности».-М. :-ТЦ Сфера, 2017.
Лыкова И. А., Рыжова Н. А. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду».- М. :-Издательский дом «Цветной мир», 2014.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом».-М. :- ТЦ «Сфера», 2018.
Шапиро А. И. «Первая научная лаборатория».-М. :- ТЦ «Сфкра»,2017.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста».-СПб. :-ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018.
Ола Ф., Дюпре Ж-П «Занимательные эксперименты и опыты».-М. :-АЙРИС, 2016.
Кол М-Э, Поттер Дж. «Наука через искусство». - Минск: ПОПУРРИ, 2015.
«Исследовательская деятельность на прогулках».- автор-составитель Костюченко М П. -Волгоград: Учитель, 2015.