Светлана Ишмуратова
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.
Публикация «Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольная образовательная организация – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Система дошкольного образования в настоящем времени должна быть гибкой, разноплановой, отвечать социальным запросам родителей, и призвана повышать качество дошкольного образования, развивать потенциал детского сада как организации через внедрение дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительные платные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.
Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: физкультурно-оздоровительной, художественной, естественнонаучной, познавательной, развивающей и других направленностей.
Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает работу над решением следующих стратегических задач:
1. развитие конкурентоспособности;
2. совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг (родителей);
3. развитие ДОУ как социокультурного и образовательного центра района;
4. расширить образовательные возможности ребенка;
5. получить дополнительный доход.
Прогнозируемые результаты реализации дополнительного образования в ДОУ :
• развитие любознательности и повышение работоспособности детей, формирование социально-интеллектуальной компетенции у воспитанников, развитие сенсорных и умственных способностей, формирование умений действовать в ситуации предоставления свободы выбора;
• снижение детской заболеваемости, овладение разнообразными видами двигательной активности и способами освоения пространства, сформированность умений создавать двигательную импровизацию;
• самостоятельный выбор ориентировки в языковой способности у детей с нарушениями речи;
• удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ, активное, систематическое, результативное участие родителей в работе ДОУ.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы ДОУ. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
При организации воспитательно - образовательного пространства ДОУ пришлось столкнуться с рядом проблемам при реализации дополнительных услуг.
Проблема 1. Современные приоритеты.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду были востребованы следующие направления: художественно - эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
«Пластилинография», «Фантазеры (рисование и изготовление в НТР, хореография; физическое развитие: спортивные танцы: «Черлидинг», «Здоровячек»); интеллектуальное развитие - «Занимательная математика», иностранный язык/ «Английский язык», «Развитие графических навыков», «Логика для дошкольников», «Азбуковедение» (обучение чтению); раннее развитие (группа адаптации детей раннего возраста «В детский сад без слез»)
Проблема 2. Кадры.
В зависимости от современных приоритетов встает вопрос количества и качества педагогов дополнительного образования. Проблема заключается в том, что не всегда есть востребованность в том или ином направлении, поэтому постоянное включение или исключение из штатной численности недопустимо. Поэтому мы изучаем спрос, оцениваем возможность размещения в учреждении услуги и прорабатываем пути взаимодействия и качество сотрудничества с привлеченными специалистами. Штатная численность позволяла включить педагога-хореографа. Функции остальных педагогов дополнительного образования исполняли воспитатели (увлеченные тем или иным разделом деятельности) и приглашенные преподаватели (по направлениям Английский язык, черлидинг, футбол). Все они работают в тесном контакте с воспитателями и друг с другом. Таким образом, мы стараемся не просто механически увеличить количество предоставляемых услуг, а благодаря внедрению новых форм и технологий организации детской деятельности разнообразить образовательное пространство ДОУ.
Проблема 3. Программы.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается на педагогическом совете. Часто от педагога требуют авторскую программу, забывая, что ее разработка – очень сложное дело, которое не каждый осилит.
Наши воспитатели при планировании работы по дополнительному образованию столкнулись с определенными трудностями при разработке образовательных программ и системы планирования, объясняя это тем, что им долгое время приходилось работать только по типовым государственным программам, так что многие творческие навыки просто утеряны. Не составило сложности педагогу-хореографу составить рабочую программу, так как она являлась специалистом и со стажем работы в дошкольном учреждении с детьми 4 – 7 лет, а вот у приглашенных специалистов возникали вопросы, так как они часто переоценивали возможности детей и завышали предъявляемые требования. А практическая деятельность педагогов дополнительного образования усложнялась тем, что некоторые из педагогов не являлись специалистами в области дошкольного образования (Преподаватель английского языка, спортивный тренер).
В связи с этим была организована совместная работа со специалистами и воспитателями по корректировке и тщательному продумыванию вопросов содержания рабочих программ дополнительного образования.
Чаще всего мы использовали парциальные программы дополнительно к основной, или разрабатывали на основе комплексных.
Проблема 4. Дополнительное время.
Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными (нежелательны вечерние занятия в пятницу, нерациональность организации одного рода деятельности в один день). Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Как правило, привлеченные сотрудники реализовывали деятельность во второй половине дня, а педагог-хореограф (бесплатная дополнительная услуга) работал в тесном сотрудничестве с музыкальными руководителями (в сетке занятий объединялось 2 занятия, которое длилось 40- 50 минут).
Проблема 5. Размещение и техническое обеспечение.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях: музыкальный зал, спортивный зал, изостудия, тренажерный холл и даже спальные комнаты. Проблема заключается в том, что количество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп услугами организуются в основном во второй половине дня, занятость воспитателей по «скользящему» графику не позволяют закрепить за определенной услугой то или иное помещение. И здесь выручает смекалка и оперативность старшего воспитателя (ответственного за координацию работы по дополнительному образованию). Изначально учитывается время привлеченных специалистов. Это кадры требующие постоянства, за ними изначально по договору закрепляется время и место проведения занятий. А с воспитателями ежемесячно утверждается новый график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.
Проблема 6. Родители.
Чтобы выявить заказы семьи, мною совместно с педагогами ежегодно проводится опрос родителей в форме анкетирования и бесед. А для того, чтобы родители проявили больший интерес к предоставляемому комплексу дополнительных образовательных услуг ДОУ, для них организуются дни открытых дверей, отчетные концерты, мастер-классы, где педагоги демонстрируют свою деятельность.
Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому посещая различного рода организованные практики дополнительных услуг, родители определяют наиболее интересные и приемлемые для их детей направления деятельности.
В связи с выше изложенным, хочется познакомить с примерной
моделью организации платных образовательных услуг в ДОУ.
Предварительный этап. (Май – август) Определение возможных предоставляемых услуг в ДОУ с учетом имеющегося персонала и возможно привлеченных специалистов в соответствии с Уставом ДОУ.
1 этап. (Май, сентябрь) Определение разнообразия дополнительных услуг : опрос и анкетирование родителей по востребованности на возможные и имеющиеся виды услуг.
2 этап. (Сентябрь) Назначение педагогов дополнительного образования.
Утверждение рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранным направлениям.
Создание нормативной базы (заключение договора со специалистами и родителями, должностные инструкции педагогов, утверждение расписания занятий, график работы педагогов, план мероприятий с детьми).
3 этап. (Октябрь-май) Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг, организация «Дней открытых дверей», выставок детских работ, творческих представлений, мониторинг удовлетворенности потребностей родителей в дополнительных услугах.