Эрна Умняшкина
Подборка речевых игр для сенсорного воспитания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДБОРКА РЕЧЕВЫХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Речевые игры на восприятие формы
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя находить фигурки по форме: кубик, кирпичик.
Публикация «Подборка речевых игр для сенсорного воспитания детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ход игры.
Перед детьми выкладываются домики с фигурками одного цвета, одна из которых отличается по форме. Три фигурки в форме кирпичика и одна фигурка в форме кубика. «Фигурки гуляли и заблудились, попали не в свои домики, помогите найти те фигурки, которые не в свой домик пришли» (то есть лишние).
Дидактическая игра «Покажи предмет»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя находить предметы по форме.
Ход игры.
Геометрическая фигура в форме шара лежит на одном столе, предметы - мячик, шары на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу, обратить внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру в форме шара и предлагает на другом столе найти один предмет такой же формы, положить их рядом. Если ребенок правильно нашел предмет, то все дети хлопают в ладоши.
Затем воспитатель предлагает найти все предметы, соответствующие данной фигуре. Если ребенок ошибся, то воспитатель предлагает ему обвести пальцем фигуру и предмет, а потом назвать их.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя выполнять действия, находить фигуры нужной формы.
Ход игры.
На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображена фигура в форме шара, на другой – в форме кубика.
Воспитатель рассказывает детям о том, что Маша-растеряша постоянно теряет свои рукавички, а мы с вами нашли их на прогулке. Только вот рукавички перепутались, нужно найти им пару с одинаковым рисунком.
У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Речевые игры на восприятие звука
Словесная игра «Чудесная удочка»
Цель: формирование умения детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.
Ход игры:
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, дети достают картинку и называют, что на ней изображено и издают звук свойственный этому предмету, животному: поезд – туту-ту; муха – жжжжжж; цыпленок – пи-пи-пи; курица -ко-ко-ко; гусь – гага-га, корова – муму-му; и др.
Словесная игра «Громко - тихо»
Цель: развитие у детей слухового внимания.
Ход игры:
Воспитатель стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если воспитатель стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (воспитателя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро - ребенок бежит, стучит медленно - идет.
Словесная игра «Внимание!»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч. Дети совершают то или иное действие с мячом, только после того как педагог скажет: «Внимание!». Например, «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.
Словесная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: развитие у детей слухового внимания и по звуковому сигналу выполнять определенные действия, и умения правильно воспроизводить звукоподражание.
Ход игры:
Воспитатель звонит в колокольчик, дети изображают воробушек (бегают, изображая птиц на полянке, произнося «чик-чирик»). При смене звукового сигнала (сигнал автомобиля) дети прячутся в свои «домики» (обруч).
Речевые игры на восприятие цвета
Словесная игра «Найди игрушку красного цвета»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя находить предметы по цвету «Найди вторую игрушку красного цвета».
Ход игры:
На столе воспитателя игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Каждый ребенок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию воспитателя дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.
Дидактическая игра «Найди машинке гараж»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими цвет предметов красный, синий, зеленый, желтый.
Ход игры:
Воспитатель прикрепляет на грудь детям эмблемы машин красного, синего, зеленого, желтого цвета, уточняет цвет машинок. Каждый ребенок получает и руль такого же цвета. Детям предлагается: найти машинам гаражи соответствующих цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем останавливаются и ищут свой «гараж» - стульчик. С обозначением такого же цвета.
Дидактическая игра «Шарики и кубики»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими цвет предметов красные и желтые.
Ход игры:
Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками.
Дидактическая игра «Разноцветный коврик для щенка»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими цвет предметов: зеленый, красный, желтый и белый.
Ход игры:
Воспитатель расстилает на столе разноцветный коврик. Какой красивый коврик! Разноцветный! И задает следующие вопросы:
- какой коврик?
- что нарисовано на коврике?
- какой листочек?
Воспитатель, показывая, на цветок говорит: Это что? Какой цветок? А еще на коврике есть бабочка, она белого цвета. Бабочка, какая?
Затем предлагается детям показать на коврике изображения определенного цвета. Дети показывают и называют цвет.
Речевые игры на восприятие величины
Дидактическая игра: «Большой – маленький»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими величину предметов большой, маленький.
Ход игры:
Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Воспитатель демонстрирует действия.
Словесная игра «Дом большой, дом маленький»
Цель: Развитие умения детей по словесному указанию воспитателя находить предметы по размеру: дом большой, дом маленький.
Ход игры:
Дети рассматривают большой и маленький дом. Воспитатель рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны, а у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
Словесная игра: «Зоопарк»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя распределять предметы по размеру большой, маленький.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки - маленькую и большую – и достает два трафарета: зайца и лису. Дети по просьбе воспитателя распределяют животных по клеткам.
Дети под руководством воспитателя отмечают, что заяц маленький, а лиса большая.
Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.
Словесная игра: «Подумай, как?»
Цель: формирование умения детей по словесному указанию воспитателя вкладывать меньший предмет в больший.
Ход игры:
Предлагается детям вложить меньший предмет в больший (Подумай, как) по подражанию действиям педагога.
Словесная игра: «Кто, где живет?»
Цель: развитие умения детей по словесному указанию воспитателя распределять предметы по размеру большой, маленький.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, чтобы домик - теремок не разрушился, надо помочь зверям правильно выбрать свой домик. Ставит в наборное полотно два домика – большой, маленький. Предлагает трафареты: медведя и мышки. Дети по просьбе воспитателя распределяют животных по домикам.
Дети под руководством воспитателя отмечают, что мышка маленькая, а медведь большой.