Получи документы

Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)

Екатерина Оводкова
Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)

Подвижные игры как эффективная форма

физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка

Содержание

Введение

1. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи

Публикация «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах

3. Из опыта работы семейной группы «Подсолнух»

4. Физкультурные развлечения, досуги и праздники

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ранний дошкольный возраст – приоритетный в формировании фундамента здоровья детей с ОВЗ. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. В нашем доме ребенка имеются все возможности для укрепления здоровья детей с ОВЗ. На протяжении всего периода пребывания ребенка в доме ребенка обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных задач в современном обществе. В раннем детстве у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В доме ребенка создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого и инициативного ребёнка, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей.

Актуальность

К сожалению, в дом ребенка поступают дети, требующие срочной реабилитации и абилитации. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них долгое время находились в неблагоприятной социальной обстановке и, как следствие, имеют различные нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, общей соматики и т. д. Ребёнок, впервые оказавшийся в доме ребенка, чувствует дискомфорт от отсутствия, привычной для него неблагоприятной среды. Наша задача – сделать пребывание ребёнка в доме ребенка оздоровительным, комфортным, интересным и познавательным.

1. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого педагоги и специалисты дома ребенка используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в доме ребенка осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы таких как, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки, динамические паузы и много другое. Но я хотела бы остановиться подробнее на подвижных играх. Это достаточно объёмный раздел физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Сюда так же входят различные игры-эстафеты, игровые и имитационные упражнения, различные музыкальные игры.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Подвижные игры вырабатывают большое количество положительных эмоций, учат чувству коллективизма, развивают основные физические качества. Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Очень важно поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей непосредственностью отдаваться ей, так как эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Считаю, что этому в значительной мере способствуют, проводимые мною разнообразные игры как на физкультурных занятиях в зале, так и на улице.

2. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи

Подвижные игры включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, имитации. Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяю большое значение разнообразным играм. В течение года провожу физкультурные досуги и праздники, в которые включаю уже знакомые детям игры. При проведении подвижных игр ставлю перед собой основную цель:

- повысить интерес к занятию физкультурой и спортом через подвижные игры детей с ОВЗ. Одновременно решаю образовательные и воспитательные задачи такие как:

1. Формирование здорового образа жизни и познавательной активности.

2. Совершенствование основных видов движений.

3. Повышение эмоционального фона детей.

4. Воспитание у детей интереса к играм.

3. Из опыта работы семейной группы «Подсолнух»

В процессе работы мною были созданы и периодически пополняются различные картотеки подвижных игр : подвижные игры для детей раннего возраста (от 1 года до 3 года жизни, русские народные игры, хороводные игры, тематические игры, а также игры для детей с ОВЗ.

Подбор игр веду с учётом возраста и степени подвижности детей, по содержанию, а также видам движений. В работе с детьми первого, второго и третьего года жизни использую игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале работы, когда вновь пришедшие малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале на занятиях полезно повторить и использовать такие игровые задания, как:

«Перешагни через палку»,

«Пройди по дорожке»,

«Пройди по мостику»,

«Доползи до погремушки»,

«Проползи под воротики»,

«Будь осторожен»,

«Найди игрушку» и т. д.

Их я использую индивидуально или для подгруппы детей в повседневной самостоятельной деятельности и во время прогулок, а также включаю в занятия. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см) : они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой, причем переступая несколько палок; «Целься вернее» - каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удобном темпе.

В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям в занятия для малышей своей группы включаю сюжетные подвижные игры. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале индивидуально со взрослым, а затем уже подгруппой сверстников. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости. У ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого, развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Объем знаний у детей раннего возраста с ОВЗ незначителен, внимание непроизвольное, неустойчивое, поэтому сюжет подвижных игр должен быть простым, понятия хорошо знакомым: (машины, птички, солнышко, самолет и т. д.)

Играя, ребенок с ОВЗ удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Например, в играх «Воробышки и автомобиль» - подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» - поскоки и бег; «Зайка серый умывается» - разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, малыш с ОВЗ совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях, более свободно, непринужденно и естественно.

Для детишек постарше, доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. В этом возрасте можно использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила и одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т. д.). Можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети, по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сижу я с закрытыми глазами; если я услышу тяжелый бег, то открываю глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т. д. Знакомлю с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры. Дети знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению. Пособия, используемые в игре, располагаю до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться. Так же объяснение осуществляю в ходе игры. Роль играю изначально сама. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, передаю роль водящего ребенку.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений подбираю игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, в средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даю задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т. д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В этом возрасте я начинаю знакомить детей с народными подвижными играми, включающие простые основные движения. (Бабка-Ёжка, Дударь, Горелки, Воевода). Роль водящего в этом выполняет уже сам ребёнок. Его можно назначить или выбрать с помощью считалки. Дети очень любят, когда к ним обращаются за помощью в расстановке и уборке инвентаря. В дальнейшем эти умения могут им пригодиться и в самостоятельной деятельности.

4. Физкультурные развлечения, досуги и праздники

Подвижные игры — это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Различные уже знакомые детям эстафеты, конкурсы и игры я включаю в физкультурные развлечения, досуги и праздники. Участвуя в них, даже самые маленькие дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух, воспитывают чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам. Во время проводимых мной физкультурных праздников, досугов и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально- ритмических движениях.

Заключение

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Естественно, проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас.

Различные игры с детьми раннего возраста ценны и тем, что создают условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Подвижные игры формируют у детей с ОВЗ жизненно важные двигательные навыки, нравственные качества (честность, дисциплинированность). Активизируют речевые процессы. Развивают скоростно-силовые качества (быстроту, ловкость, выносливость, интеллектуальные качества (наблюдательность, память, сообразительность). Создают атмосферу общности интересов детей, воспитателей и коллектива дома ребенка.

Для игр нет возрастных ограничений, ведь в них мы играем с раннего возраста. Главное, что должно быть — это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)
Опубликовано: 21 января 2020 в 12:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД