Оксана Отрубейникова
Польза развития гибкости у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛЬЗА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ТЕЛА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Для чего развивать у детей гибкость?
Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут :
укрепить суставы и связки;
укрепить мышечные волокна;
сделать мышцы более эластичными;
предупредить травмы.
Публикация «Польза развития гибкости у дошкольников» размещена в разделах
Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.
Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.
Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.
Стоит отметить,что гибкие пластичные дети отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Лучший способ объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнение на развитие гибкости, это показать на личном примере. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично.
Упражнения для развития гибкости младших дошкольников
Стимулировать развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста можно с помощью игровых упражнений.
1. Наклоны. Положите за спину стоящего ребенка игрушку. Попросите его из исходного положения с расставленными на уровне плеч ногами достать игрушку, после чего взять ее и, прогнувшись назад, передать маме, папе, сестре или любому другому человеку, стоящему сзади. Игра помогает развивать гибкость позвоночника.
2. «Потягушки». Предложите ребенку встать возле кресла или дивана, развернувшись к нему правым боком. Ребенку нужно будет положить правую ногу на поверхность дивана или кресла, после чего выполнить серию пружинистых наклонов, пытаясь достать кончиками пальцев пола. Выполнить упражнение нужно будет поочередно для каждой ноги.
3. «Мельница». Простое и проверенное упражнение. Ребенок кистями рук очерчивает в воздухе круги, постоянно увеличивающиеся в диаметре.
4. «Йог». Ребенку предлагают занять место на коврике с вытянутыми вперед ногами, после чего принять позу лотоса (можно показать на личном примере). Будет здорово, если малыш сможет удержаться в этом положении как можно дольше.
5. «Мостик». Знакомое многим с детства упражнение. Выполнять его можно на полу, стараясь, чтобы малыш выдержал в положении мостика не менее 10 секунд. Обратите внимание на положение стоп и кистей во время выполнения упражнения. Стопы должны полностью касаться пола, а кисти — оставаться параллельными друг другу.
6. «Кукла». Упражнение особенно оценят девочки дошкольного возраста. Для выполнения им необходимо будет поставить ноги на ширине плеч и выполнить наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, после чего вернуться в исходное положение с незначительным прогибом назад.
Регулярное выполнение этих упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость малышей в дошкольном возрасте.
Игры, развивающие гибкость у дошкольников.
«Кошечка»
Цель игры: способствовать улучшению гибкости у детей. Игра тренирует мышцы спины, особенно поясницы. Кроме того, она дает детям знания о домашних животных (в данном случае о кошке) и способствует развитию внимания.
Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество детей). Воспитатель объясняет, что сейчас всем предстоит изобразить кошку. Для этого он разучивает с детьми два «кошачьих» движения. Первое движение: дети становятся на колени, вытянутыми руками упершись в пол. По команде ведущего они прогибают поясницу, приподнимая при этом подбородок. Это «ласковая кошечка». Второе движение: исходное положение то же, но теперь нужно, наоборот, выгнуть спину дугой, а голову опустить. Это «сердитая кошечка». Попросив хорошо запомнить оба движения, ведущий объясняет детям, что сейчас он будет рассказывать про кошку Мурку. Когда он будет говорить про что-то, что кошка любит, дети должны изобразить ласковую кошечку, а когда про что-то, что она не любит, — сердитую.
Затем взрослый рассказывает текст: «Это кошка Мурка. Она очень ласковая. А вот собак она не любит. Мурка любит лакать молоко из блюдечка. Мурка не любит, когда ее дергают за хвост. Мурке нравится спать, свернувшись калачиком. Мурка не любит бегать по лужам». И так далее.
Текст может быть любым, но не слишком длинным: не стоит забывать, что во время рассказа о кошке дети выполняют физическое упражнение. В заключение игры предложите детям отдохнуть и рассказать о своей домашней кошке.
Примечание. Если чередование движений у детей станет автоматическим, попробуйте «поймать» их, прочтя подряд два высказывания, на которые должна быть одна и та же реакция (например, «сердитая кошечка»). Тех, кто не ошибется, надо похвалить за внимательность.
«Жираф»
Цель игры: развить гибкость у детей. Игра укрепляет поясницу, мышцы ног и рук.
Необходимое оборудование: несколько кубиков или других предметов.
Ход игры. В нее играют по очереди. Взрослый раскладывает перед ребенком кубики. Ребенок должен встать прямо, в 3-тью позицию. Его задача — собрать все лежащие перед ним кубики. Взрослый следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если ребенок все выполнил правильно и собрал все кубики, то он считается победителем.
«Гигантские шаги»
Цель игры: развить у детей гибкость (игра на улучшение растяжки). Кроме того, игра улучшает глазомер.
Ход игры. В игре одновременно могут участвовать 5—6 человек. Один из игроков становится ведущим. Остальные выстраиваются в линию лицом к нему. Ведущий выкрикивает имя одного из игроков. Тот должен моментально среагировать — побежать в сторону, противоположную от ведущего. Бежать можно до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!» После этого игрок должен «на глазок» прикинуть расстояние от себя до ведущего и сказать, чему оно равно. При этом измерять расстояние шагами. В игре используются три вида шагов :
1) гигантские шаги: игрок шагает как можно шире, но на бег не переходит;
2) простые шаги — это обычный шаг;
3) «муравьиные» шаги: игрок делает короткие шаги - пяткой ноги, упирается в носок другой. Получаются шаги, равные длине ступни.
Итак, отбежав от ведущего и остановившись, игрок пытается на глаз определить расстояние до ведущего. Например, так: «До тебя шесть гигантских шагов, два простых и три муравьиных». После этого «измерения» игрока проверяются им самим: он пытается дойти до ведущего, сделав столько шагов, сколько назвал. Если сумел уместить все названные шаги в отрезок расстояния между собой и ведущим, то у него есть право стать ведущим самому.
«Число»
Цель игры: игра способствует развитию гибкости у детей, в частности разрабатывает мышцы ног и ступни. Кроме того, игра закрепляет навыки счета.
Ход игры Вначале выбирается водящий. Он становится лицом к остальным участникам игры. По команде водящего: игроки ставят руки на пояс и начинают прыгать на месте, проговаривая при этом стишок:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Начинается урок:
Числа ты повтори:
«Раз! Два! Три!»
На слове «три» все игроки делают последний прыжок, расставляя при этом ноги. Водящий по очереди подходит к каждому игроку и называет любое число от 1 до 10. Задача игрока — перейти в положение «ноги вместе». Соединять ноги нужно, не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, потом опять носки, потом снова пятки и т. д. Самая важная деталь: количество таких шажков должно полностью совпасть с названным водящим числом. Если совпадение получилось полным, игрок имеет право остаться, если же нет — выбывает из игры.
«Путаница»
Цель игры: развить гибкость у детей. Кроме того, игра способствует развитию логического мышления, так как учит детей выполнять действия в определенной логической последовательности.
Ход игры. Ведущий закрывает глаза Дети становятся в круг, держа друг друга за руки, и начинают «запутываться». Делаться это может по-разному: кто-то, например, может перешагнуть через сцепленные руки двух других игроков, а кто-то может поднырнуть под них. После того как игроки основательно «запутались», они хором зовут ведущего: «Путаница-путаница! Распутай нас, пожалуйста!» Задача ведущего — распутать игроков не расцепляя рук игроков так, чтобы они снова встали в круг, держась за руки.
Примечание. Если в игре участвует большое количество детей, то можно выбрать не одного, а двух ведущих.
«Нарисуй картинку»
Цель игры: развить у детей гибкость. Игра учит детей держать равновесие в положении на полупальцах.
Необходимое оборудование: два листа ватмана, укрепленные на стендах, два ярких маркера.
Ход игры. Несмотря на «художественное» название, это игра на гибкость и равновесие. Одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные активно «болеют». Листы ватмана устанавливаются на стендах на высоте немного выше роста игроков. Ведущий вручает игрокам по маркеру и просит их нарисовать что-то несложное (оба игрока получают одинаковое задание, например, квадратик или дом. «Изюминка» игры состоит в том, что до него придется дотянуться, поэтому каждую линию рисунка игроки могут начертить, лишь приподнявшись на носочки. Если и это не помогает, то игрокам придется дорисовывать рисунок, подпрыгивая вверх и держа маркер в вытянутой руке. В этой игре побеждает тот, кто сумеет нарисовать рисунок быстрее и, главное, аккуратнее другого. Потянулись, подросли
«Верблюжьи бега»
Цель игры: развить у детей гибкость и равновесие.
Ход игры. Игроки делятся на несколько (две, три) команд. Ведущий объясняет, что играть все будут в эстафету, но непростую, а. верблюжью. Для этого ребятам придется изображать верблюдов. Делается это так: игрок должен наклониться и обхватить ладонями лодыжки, максимально выпрямив при этом ноги и прогнув спину. В таком положении игрок должен дойти до финиша (двигаться быстро в таком положении невозможно). Игрок, согнувший ноги в коленях или расцепивший руки, сходит с дистанции. Выигрывает команда, быстрее других справившаяся с заданием.
Примечание. Игру можно и изменить. Например, соревноваться друг с другом могут не команды игроков, а игроки сами по себе. Для этого можно попросить игроков, например, встать в круг и двигаться по кругу. Время от времени ведущий может просить игроков остановиться. Те, кто при внезапной остановке не потерял равновесие, продолжают игру. Можно устроить и целый «верблюжий караван» : игроки становятся в цепочку друг за другом, а первый игрок ведет их в произвольном направлении.
«Макарена»
Цель игры: развить у детей гибкость и равновесия. Необходимое оборудование: Скакалка (длина 1 — 1,5 м).
Ход игры. Двое детей держат скакалку за концы, стоя друг против друга. Их задача — следить за ходом игры. Остальные игроки выстраиваются в колонну на расстоянии 1 м от планки. Для начала - поднимают планку высоко: над головой на вытянутых руках. Перед всеми игроками стоит задача: пройти под планкой, не задевая ее. Усложняют задачу, с каждым ее кругом опускают скакалку все ниже. Чтобы не задеть ее, игрокам придется проходить под ней, откинувшись назад. Игроки, нарушившие правила или не прошедшие под планкой, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не остается только один — самый гибкий, ловкий.
«Волна»
Ход игры. С помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Круг из игроков будет представлять собой море, а водящий — «кораблик». Игроки начинают делать «волну», то есть, не расцепляя рук, выполнять плавные волнообразные движения руками. При этом они то поднимают, то опускают руки. Выполнять эти движения надо произвольно: важно, чтобы водящий не мог предугадать, где «волна» будет выше, а где ниже. Задача водящего-«кораблика» — проскочить под «волной», то есть быстро пробежать сквозь просвет между любыми двумя игроками в тот момент, когда их руки будут подняты. Если ему это удается, он занимает место в круге, а вместо него выбирают другого водящего, если же нет, он повторяет попытку.
Примечание. Игроки, изображающие море, не имеют права убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы поймать игрока.