Лучший педагог года

Консультация «Понятие «инклюзии» в образовании»

ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВА
Консультация «Понятие «инклюзии» в образовании»

Понятие «инклюзии» в образовании.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира веду щей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей, в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры. в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

Публикация «Консультация „Понятие „инклюзии“ в образовании“» размещена в разделах

«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

Инклюзия

• Внимание направлено на всех детей детского сада, школы

• Изменение условий, образовательной системы : детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей

• Преимущества получают все дети

Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов

• Качественное обучение и воспитание всех детей

• Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы

Принципы дошкольного инклюзивного образования

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности.

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индвидуальных характеристик детей требует комплексного, междисцплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды.

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики

– обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Задачи инклюзивного сада : – создание уютного, комфортного пространства для всех.

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности – формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.

– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта. Методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

Примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего инклюзивные группы :

1. Положение об инклюзивных группах.

2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения инклюзивной группы.

3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.

4. Договор с родителями.

5. Штатное расписание.

6. Должностные инструкции.

7. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной группы.

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе :

Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.

Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

Способствуют развитию положительной самооценки детей.

Организация предметно-развивающей среды

В соответствии с ФГОТами большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

• Среда должна быть информативной.

• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка. Основная задача организации предметно-развивающей среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль.

Организация отношений между участниками образовательного процесса

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Построение в группе инклюзивного процесса детского сада

> Диагностика индивидуальных особенностей детей

> Беседа и анкетирование родителей

> Диагностика развития ребенка

> Наблюдение за поведением в группе

диагностика ориентирована на следующие показатели:

> особенности развития ребенка в настоящий момент;

> ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;

> сильные стороны ребенка и его родителей;

> потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;

> запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;

> возможности среды, в которой живет ребенок.

Диагностика может происходить или одновременно или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом.

Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно вы- страивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе опирается на решение следующих задач:

> создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

> формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

> формирование умения поддерживать друг друга;

> развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

> активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

> развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

> формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

> индивидуальные занятия со специалистами

> активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

> совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми

> прием пищи

> дневной сон

> фронтальные занятия

> детско-родительские группы

> праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Понятие «инклюзии» в образовании»
Опубликовано: 27 марта 2022 в 09:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД