Получи документы

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме применения педагогической технологии М. Монтессори

Наталия Баранцева
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме применения педагогической технологии М. Монтессори

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы, раскрывающие специфику технологии М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста; цель, задачи, содержание программы повышение профессиональной компетенции педагогов по проблеме освоения и применения педагогической технологии М. Монтессори в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Программа направлена на расширение представлений педагогов о психолого-педагогических особенностях развития детей младшего дошкольного возраста, сензитивных периодах развития личности ребенка; овладения педагогами содержанием, технологиями работы с детьми по системе М. Монтессори.

Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме применения педагогической технологии М, Монтессори» размещена в разделах

Ключевые слова: технология М. Монтессори, сенсорное воспитание, дидактические материалы, программа повышения профессиональной компетенции педагогов.

Сегодня технология Марии Монтессори – одна из самых распространенных в мире, получившая колоссальное признание во многих странах. Очевидным плюсом технологии М. Монтессори является то, что она направлена на воспитание личности, готовой изменяться вместе с современным миром, готовой брать на себя ответственность за принятые решения. Во многих странах Европы технология М. Монтессори является приоритетной в процессе обучения, развития детей дошкольного возраста.

Одним из ярких свидетельств международного признания технологии М. Монтессори является принятия в 1988 году решения ЮНЕСКО, о включении ученого в четверку лучших педагогов мира, которые оказали влияние на развитие нового педагогического мышления XX века.

Возникает ряд вопросов: «В чем уникальность технологии М. Монтессори?», «Почему данная технология завоевала всемирную известность?» и т. д.

М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, изучая биографию М. Монтессори, пишут о том, что Мария Монтессори - всемирно известный итальянский врач, ученый, философ, педагог-гуманист, мировую известность приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. О детстве Марии известно совсем немного: родители делали для нее все, чтобы она в будущем могла «реализовать свое высокое человеческое предназначение». В 12 лет М. Монтессори поступила в гимназию для мальчиков, что потрясло не только ее родителей, но и окружение будущего педагога. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария занималась частной практикой, предприняла смелую попытку- организовала процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии разработанная ее система стала применяться для обучения всех детей, независимо от их способностей [6].

Т. И. Афанасьева в своем учебном пособии «Учить по Монтессори» ссылается на утверждение известного педагога о том, что никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период: «Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и довольно сильные раздражители. Сенсорное воспитание способствует развитию способности воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом, собрать материал для воображения» [1].

В центре педагогической системы М. Монтессори стоит ребенок – независимо от его культурной, национальной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса. Ребенок должен восприниматься взрослыми как абсолютно неповторимая личность, с особым планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Педагогическая система М. Монтессори – это уникальная система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. В этом весь смысл педагогики М. Монтессори. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре [4;5].

Реализуя технологию М. Монтессори взрослый предоставляет ребенку возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться, как правило, это происходит спонтанно, но, если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Они могут показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающая среда для взрослых кажется немного упрощенной: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир [11].

В. Г. Дмитриева пишет о том, что, сама М. Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически правильной подготовленной среде. Она считала, что обучать – это значит создать развивающую среду, не вмешиваться в процесс обучения без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми. По мнению М. Монтессори, у ребенка есть актуальная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, «подкидывать «уголек» в топку его ума» [3].

Таким образом, в результате долгих наблюдений М. Монтессори создала уникальные дидактические материалы, способствующие сенсорному, а впоследствии и интеллектуальному развитию подрастающей личности. Материалы М. Монтессори отвечают стремлению детей к движению. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, и это способствует появлению еще более точных и гармоничных движений. Мир постигается ребенком в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития малыша [10].

Для ребенка Монтессори-материалы – это своего рода ключ к открытию тайн окружающего мира, благодаря знакомству с дидактическими материалами ребенок учится упорядочивать и осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о предметах и явлениях. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Занятия и уроки в дошкольных образовательных организациях и школах на которых внедряется технология М. Монтессори не похожи на традиционные виды детской деятельности. Материалы, разработанные М. Монтессори, позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Технология М. Монтессори помогает развить у подрастающей личности внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику, способствует развитию навыков общения, а также освоению специфики организации бытовой деятельности, развитию самостоятельности.

Внедрение в практику работы с детьми технологии М. Монтессори дает педагогам возможность понять, что каждый ребенок способен к индивидуальному саморазвитию сообразно своим способностям и возможностям. Монтессори-педагоги должны придерживаться принципа: не подавлять детей своей волей и образом мышления, поскольку это ведет к порождению у них нервозности, равнодушия к обучению, пассивности и лени. Впитывающий ум и сензитивные периоды помогают ребенку строить собственную неповторимую личность. Но как, в каком направлении, по какой индивидуальной траектории будет происходить это построение – зависит от окружения, соответствующей адаптивной образовательной среды [8].

Современная система дошкольного образования требует от педагогов освоения новых инновационных педагогических технологий, которые бы оптимально соответствовали поставленной цели развития подрастающей личности. Актуальным сегодня становится не определенная сумма знаний, умений и навыков, которыми овладели дошкольники, а процесс развития их творческого потенциала любознательности, самостоятельности, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира [7;9].

Диагностическое обследование 52 педагогов дошкольных образовательных организаций г. Ростова-на-Дону показало (в исследовании использовались методы анкетирования, опроса, решения проблемных ситуаций и т. п.) : 62% педагогов испытывали затруднения в формулировании понятий «сензитивный период», «сенсорное развитие», «технология дошкольного образования», «технология М. Монтессори», «развивающая предметно-пространственная среда развития личности ребенка младшего дошкольного возраста»; 64% испытуемых не смогли назвать отличительные признаки технологии М. Монтессори; 79% затруднялись назвать технологии, способствующие гармоничному развитию личности ребенка младшего дошкольного возраста; 46% педагогов - в выборе эффективных форм работы с родителями, воспитывающих ребенка младшего дошкольного возраста; 81% высказали желание повысить свою компетентность по рассматриваемой проблеме.

Недостаточная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме применения педагогической технологии М. Монтессори обусловили разработку программы повышения профессиональной компетентности педагогов «Развивающая технология М. Монтессори в детском саду».

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов по проблеме освоения и применения педагогической технологии М. Монтессори в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Расширить представления педагогов о психолого-педагогических особенностях развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Систематизировать знания педагогов о сензитивных период развития личности ребенка по системе М. Монтессори

3. Овладение педагогами содержанием, технологиями работы с детьми по системе М. Монтессори.

4. Систематизировать знания педагогов о специфике психолого-педагогического сопровождения процесса сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

5. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Содержание программы представлено следующими разделами: «Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори» и «Технологии сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори».

Раздел «Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори» предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (педагоги расширяют свои представления об особенностях развития психических процессов, речи детей младшего дошкольного возраста и т. п.).

2. Сензитивный период – фундаментальное понятие педагогической системы М. Монтессори (педагоги систематизируют знания о сензитивных периодах развития ребенка: первый период – период развития движения ребенка от рождения до 6 лет; второй период – развития речи ребенка от рождения до 6 лет; третий период – сенсорное развитие малыша от рождения до 5,5 лет; четвертый период – период развития руки и интереса к мелким предметам и действиям ребенка от 1,2 до 6 лет; пятый период – период восприятия порядка дошкольником от рождения до 6 лет; шестой период – период формирования социального поведения ребенка от 2,5 до 6 лет).

3. Содержание сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори (предоставлять каждому ребенку возможность для развития мелкой моторики кисти руки; учить детей заботиться о себе: одеваться, раздеваться, мыть руки, чистить одежду, аккуратно кушать и т. п. ; упражнять детей в проявлении заботы об окружающем мире: уход за животными, уборка мусора, подметание пола и т. п. ; развивать умение наблюдать сравнивать, анализировать, делать свои умозаключения, группировать предметы; развивать сенсорику ребенка в процессе взаимодействия с различными материалами: слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения и т. п. ; через развитие сенсомоторики подойти к развитию речи детей дошкольного возраста: активного и пассивного словаря и т. п. ; предоставить возможность ребенку почувствовать частью космического пространства; сознание условий для развития музыкального слуха, ритмики, движений под музыку; создавать в процессе обучения сердечную и дружескую атмосферу; организовать для ребенка возможность для проявления усвоенных навыков и тренировки культурного общения и т. п.).

Раздел «Технология сенсорного развития детей по системе М. Монтессори» посвящен раскрытию таких вопросов как:

1. Технология психолого-педагогического сопровождения процесса сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ( значение среды в воспитании ребенка: метод наблюдения основан на свободе детей в их самопроизвольных и непосредственных проявления; окружающие ребенка предметы должны быть просты и несовершенны и т. п. ; свобода и дисциплина (дисциплина должна быть основана на свободе, быть деятельной и активной; свободе ребенка должна полагаться граница, что называется воспитанностью и т. п.); самостоятельность (ребенок свободен, если он самостоятелен; из ребенка необходимо создать сильную личность и т. п.); упразднение наград и наказаний (ребенок, дисциплинированной свободой, начинает желать истинной и единственной награды, не унижающей и не приносящей разочарование, расцвета духовных сил и свободы внутреннего «Я» души, где возникают новые способности и т. п.).

2. Методы, приемы и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори («автодидактизм» материала, используемого при обучении дошкольников (мотивация к открытию нового, становление адекватной самооценки, развитие самостоятельности как интегративного качества личности и т. п.); «индивидуализм» (индивидуальная самостоятельная работа ребенка с разработанными материалами, раннее выявление склонностей, интересов, способностей личности, развитие культуры взаимодействия со сверстниками и т. п.); «положительная мотивация» (концентрация и поляризация внимания в процессе работы с материалами, создание условий для успешной адаптации к обучению в школе ребенка дошкольного возраста и т. п.).

3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори (педагоги упражняются в моделировании следующие развивающих зон: зоны сенсорного развития, практической жизни, русского языка и т. п.).

В ходе обучения педагогов дошкольной образовательной организации использовались интерактивные формы и методы обучения, например, семинар-дискуссия на тему «Психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста», лекция-информация «Сензитивный период – фундаментальное понятие педагогической системы М. Монтессори», семинар-коллоквиум «Технология психолого-педагогического сопровождения процесса сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста», семинар-пресс-конференция «Содержание сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори», семинар-диспут «Методы, приемы и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори», круглый стол «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори».

Результаты внедрения программы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации «Развивающая технология М. Монтессори в детском саду» :

- педагоги овладели знаниями о психолого-педагогических особенностях развития детей младшего дошкольного возраста;

- знаниями о специфике психолого-педагогического сопровождения процесса сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

- расширили представления о сензитивных периодах развития личности ребенка, технологиях, используемых в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

-умениями применять развивающие технологии М. Монтессори в работе с детьми младшего дошкольного возраста;

-навыками проектирования развивающей предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори;

-навыками оценивания личностных достижений ребёнка младшего дошкольного возраста и разработки индивидуальной траектории его развития.

Таким образом, технологию М. Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Более ста лет назад педагог создала уникальную систему гармоничного развития ребенка. При этом технология М. Монтессори не является застывшей, она все время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами. Овладев технологией М. Монтессори педагоги дошкольной образовательной организации смогут оказать помощь ребенку в планировании своей деятельности, реализации творческого потенциала.

Список литературы:

1. Афанасьева Т. И. Учить по Монтессори (из опыта работы). - М., МЦМ, 2006. - 48 с.

2. Василискин Т. П. Педагогическая система Марии Монтессори : сущность, особенности //Проблемы современного педагогического образования. -2017, №8, с. 117-123.

3. Дмитриева В. Г. Раннее развитие и обучение вашего малыша. Главная книга для родителей / В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ, 2010. – 208 с.

4. Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие /под ред. Е. А. Хилтунен. – М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 104 с.

5. Монтессори М. Монтессори-материал. – М. : Издательство «Мастер», 1992. – 55 с.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –М. :Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

7. Платохина Н. А., Дудникова С. А. Теория и практика формирования профессиональной этики педагогов дошкольной образовательной организации. -Ростов-на-Дону, 2016. – 150с.

8. Платохина Н. А., Фатеева Д. А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи. - Ростов-на-Дону, 2017. - 182с.

9. Платохина Н. А., Дзидзоева С. М. К вопросу повышения квалификации педагогов дошкольного образования // В сборнике: Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. материалы 10-й Международной научно-практической конференции: в 2х частях. – Казань, 2016. с. 426-431.

10. Танникова Е. Б. Монтессори-группы в ДОУ. – М. : Издательство Творческий центр «Сфера», 2007. – 78 с.

11. Фаусек Ю. И. Мария Монтессори. От трех до пяти: воспитание личности: творчество, самостоятельность, трудолюбие. – М. : Издательство АСТ, 2017. – 240 с.

Публикации по теме:

Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС  Консультация для педагогов на тему: «Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии.

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий.

Конспект деловой игры с воспитателями «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов. Задачи: • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

Проект «Повышение ИКТ — компетентности педагогов ДОУ» Если сегодня будем учить Так, как учили вчера, Мы украдем у наших детей завтра. (Джон Дьюи). Актуальность: Воспитатели испытывают трудности.

Проект «Повышение ИКТ — компетентности педагогов ДОУ» Тема: «Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ». Проблема: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации.

Семинар-практикум «Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у младших дошкольников» Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени.

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУСохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.

Эссе «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике. М. Монтессори» В своей профессиональной практике я использую идеи Марии Монтессори, которые направлены на сотрудничество педагога и воспитанника, наблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме применения педагогической технологии М. Монтессори
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 19:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД