Татьяна Сахпазиди
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
Длительность: (краткосрочный).
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой и льдом.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Актуальность проекта.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Снег“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на планете.
Определение предмета исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Формулировка проблемы.
Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
Как-то на прогулке зимой дети попросили слепить снеговика, но почему-то никак это у нас не получалось «Почему?» В беседе дети затруднялись ответить на поставленный вопрос. «Почему не удалось слепить снеговика?», «Что такое снег?»
Захотелось рассказать и показать детям, что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд, в снег.
Задачи проекта:
• Формирование элементарных представлений о зиме: идёт снег, кружатся снежинки, становится холодно, мороз, сугробы и др.
• Обогатить активный и пассивный словарь детей по теме. Обогащать словарный запас детей существительными: зима, снег, снежинки; глаголами, обозначающими трудовые действия: катать, лепить; прилагательными, наречиями: тепло, холодно. Закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар» и др.
• Знакомство со свойствами снега. Дать детям элементарные представления о природном объекте- воде, её превращениях в снег, в лёд.
• Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
• Развивать у детей наблюдательность;
• Вызывать радостные впечатления от снега, от построек из него.
Подготовительный этап.
Р. Р. Беседы с детьми для выявления знаний детей о воде.
Почему снег белый?
Какую пользу приносит снег?
Что такое снег?
Подготовка атрибутов для игр, занятий.
Были проведены беседы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой»; - рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Выучили наизусть стихотворение З. Рождественской «Звёздочка-малютка».
Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о снеге, воде.
Подбор наглядных и дидактических материалов: разрезные картинки «Снеговик», «Разложи снежинки в ряд», «Собери снеговика», «Сравни и назови», «Назови, что делают», «Парад снеговиков», сюжетные картины и иллюстрации на зимнюю тематику. Книжки-раскраски. Снежинки на ниточке, для выполнения дыхательной гимнастики «Подуй на снежинку». Картинки с изображением зимних забав.
Дидактические игры «Одеваем куклу на прогулку», «Найди пару». Фотографии с изображением снежинок, белого снега, деревьев без листьев., «Собери снежинки».
ЧХЛ-Дети познакомились с новыми художественными произведениями: С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Н. Никитин «Встреча зимы», Я. Аким «Первый снег», З. Александрова «Снежок», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Седова «Снеговик», А. Прокофьев «Как на горке, на горе», С. Погореловский «Вверх и вниз», «Зимние забавы», «К. Ушинский «Проказы старухи зимы» и другими.
Подбор литературы и предварительное чтение: И. Никитин «На дворах и домах…», К. Чуковский «Елка», М. Картушин «Падает снежок», А. Барто «Снег», Н. Калинина «Зайчик», сказки «Морозко», «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и др.
Подготовка материалов для творческой деятельности.
ХЭР – Художественное творчество : рисование «Снегопад», лепка «Снеговика».
Заключительный этап.
• Подведение итогов проекта.
• Выставка детских работ по теме
• Выставка творческих работ детей и родителей на тему «Снежок порхает, кружится» (изготовление снеговиков из подручного материала и других поделок).
Результаты проекта «Снег».
Проект «Снег» длился 1 неделю. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег : на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.
За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами).
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый.
Физ. Развитие: В течении всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры «Выпал беленький снежок», «Снег кружится», «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?», «Снеговик, снеговик – ты такой хороший», - научились соотносить собственные действия с действиями участников игры в соответствии с текстомПальчиковая гимнастика «Снежок».
Дыхательная гимнастика «Снежинки».
Экспер. Деятельность -Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом : «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, а когда он влажный из него можно лепить; в тепле снег превращается в воду. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Опытно-экспериментальная работа со снегом «Определи на ощупь», «Определи на запах», Наблюдение за снежинками через лупу», «Узоры на снегу», «Покраска снега красками».
Также научились делать снежки из снега, катать из снега комки, ставить один на другой, дополнять снеговика другими элементами, рисовать снеговика (предметы круглой формы, лепить из пластилина, создавать образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации, отражая в своих работах впечатления о зиме; закрепили навыки.
Родители: приняли активное участие в выполнении поделок по теме (изготовление снеговиков из снега).
Использованная литература.
1. Авторы-составители Левина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки.
2. Комплексные занятия по программе “От рожлдения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ].
3. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.
4. Теплюк С. Н. занятия на прогулках с детьми среднего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.
5. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста»;
6. И. П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир знаний»;
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
8. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду»
9. «Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа» / авт-сост. Самойлова З.