Оксана Карпенко
Познавательно-исследовательский проект для младших дошкольников «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 7 «Радуга» ст. Гиагинской»
Название проекта : «Путешествие капельки».
Вид проекта : Познавательно-исследовательский проект.
Подготовила:
Воспитатель 10 гр.
Карпенко О. М.
Цель проекта :
• Познакомить младших дошкольников со значением воды в жизни других живых существ и для здоровья человека;
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для младших дошкольников „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Задачи проекта :
-Развивать познавательные способности детей в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
-Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
-Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своем здоровье.
-Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.
-Воспитывать бережное отношение к воде.
-Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.
Продолжительность проекта : 3 месяца.
Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта : Познавательно- исследовательский.
Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Этапы:
1. Ознакомительный
2. Практический
3. Итоговый
Актуальность проекта : Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз сосульки и т. д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Гипотеза проекта : Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.
Методы, приё мы:
1) Наблюдение;
2) Обследование;
3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;
4) Вопросы проблемного характера;
5) Дидактическая игра, подвижная игра;
6) Опыт.
Новизна проекта :
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды;
• в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Роль родителей в реализации проекта : Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Предварительная работа:
Беседа «Для чего нужна вода?».
Занятие по познавательному развитию «Путешествие капельки
Занятие по развитию речи «Водичка, водичка…»
Занятие «Купание куклы Маши».
Занятие по изобразительной деятельности «Кому нужна вода» (рисование, «Падающий снег» (рисование, «Ручейки весенние».
Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
Посильная помощь в уходе за растениями зимнего сада.
Оснащение центра воды и песка.
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Ознакомление с художественной литературой:
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
С. Прокофьев «Про серую тучку». «Волшебная корзинка».
А. Барто «Девочка –чумазая».
Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка».
«Снегурочка» р. н. с.
«Водичка, водичка…» потешка.
«Сыплет, сыплет снег» С. Маршак.
«Снег». А. Барто
«Дождик- дождик, полно лить…» потешка
«Заюшкина избушка» р. н. с.
«Сказка о царе Салтане…» отрывок А. С. Пушкина.
«Целый день летит снежок» Н. Грибачев.
«Захрустела льдинка» Е. Благинина
«Капель» З. Александрова
«Утка с утятами» Е. Чарушин
«Послушный дождь» Ц. Ангелов.
«Родник» М. Джалиль «Песенка капели»
М. Борисова «Снежок».
Ожидаемый результат:
•Повышение квалификации воспитателя
•Создание пространственной среды
•Интеллектуальное развитие детей
•Обогащение родительского опыта
•Положительные отклики родителей
•Любознательность, познавательная активность детей
•Открытие водной лаборатории
•Включение родителей в решение проблем детского сада, повышение их педагогической компетентности
•Положительные эмоции малышей
•Бережное отношение к воде, к природе
Этапы осуществления проекта :
1. Ознакомительный: знакомство с лабораторией, чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории.
2. Практический: реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.
3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом, изготовление стенгазеты.
Список используемых источников:
1. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.
2. Николаева С. Н., Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.
3. Николаева С., Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.
4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.
6. Интернет ресурсы.