Кусярбаева Нургуль
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в средней группе
«Маленькие исследователи»
Воспитатель:Кусярбаева Нургуль Фатиховна
Актуальность проекта:
Одним из эффективных примов и методов в работе по развитию
познавательной деятельности дошкольников является детское
экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование
дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление,
воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
При формировании основ естественно -научных и экологических понятий
экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания,
почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Ожидаемые результаты:
-у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
- 2 этап: Основной
Дата,темы игр-экспериментов,материалы и оборудование.
22.06.2020г.
понедельник Беседа: «Что такое опыты и для чего они нужны».
Презентация «Картотека опытов и экспериментов для детей средней группы детского сада»
23.06.2020г.
вторник Опыты с водой.
(Приложение №1)
Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики, гуашевая краска,
листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, бумага, игрушки пластмассовые, резиновые, деревянные, мельницы песочные, водяные и т. п.
24.06.2020г. среда
Опыты с песком.
(Приложение №2) камни, листы белой бумаги, лупа, стаканчики, подносы, формочки, вода,
листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
25.06.2020г.
четверг Опыты с воздухом
(Приложение №3) Лист бумаги, смятый лист бумаги, монета, круг из картона, перышко, вата, кубик, карандаш, книга, стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
26.06.2020г.
пятница Викторина «Экология для малышей»
Приложение №1.
«Вода – жидкость».
Задача: выявить свойство воды – текучесть.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».
Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Животворное свойство воды».
Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Вода может склеивать».
Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
«Тонет – не тонет».
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.
Приложение №2
«Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Задача:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
• Как вы думаете, что это сыплется?
• Возьмите лупы, рассмотрите это.
• Как мы получили песок?
• Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
«Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Задача:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Задача:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
• Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Задача:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
• Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
«Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Задача:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
• Каким он стал?
• Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
«Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Задача:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
• Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Задача:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
«На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Задача:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
• Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
• Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
«Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Задача:: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Приложение №3
Опыт 1
Цель: ощутить движение воздуха при помощи веера.
Материал: лист бумаги
Задача: сложить лист бумаги "гармошкой" так, чтобы получился веер. Обьяснить детям, что веер при обмахивании создает поток воздуха, который можно почувствовать.
Опыт 2
Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.
Материал: лист бумаги, смятый лист бумаги, монета, круг из картона.
Задача: поднимать лист бумаги и смятый лист на одинаковую высоту и отпускать их одновременно. Также монету и бумажный круг.
Опыт 3
Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Материал: перышко, вата, кубик, карандаш, книга.
Задача: подуть на предметы, разложенные на столе. Обьяснить с помощью потока воздуха и почему.
Опыт 4
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материал: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Задача: налить в стакан минеральную воду, сразу бросить несколько мелких кусочков пластилина, обьяснить, что падает на дно пластилин потому, чо он тяжелее воды, затем пластилин поднимается. Обьяснить детям, что поднимается пластилин потому что в воде есть пузырьки воздуха, потом пузырьки воздуха выходят из воды, и пластилин снова опускается на дно.