Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Юные математики»

Корсак Ирина
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Юные математики»

Познавательно-исследовательский проект в средней группе

«Юные математики»

Воспитатель Корсак И. В.

Актуальность проекта

Уже в детском саду большинство детей обладает основными предварительными умениями, необходимыми для обучения математике. Основа для развития математического мышления формируется в первые годы жизни, когда ребенок знакомится с последовательностями, орнаментами, формами, размерами, весом, пространством и временем. Важным предварительным умением является восприятие количества. Чем раньше ребенок получит первоначальные математические представления, чем более конкретный опыт с использованием всех органов чувств он приобретет в этой области, тем легче будет для ребенка переход в начальную школу.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Юные математики“» размещена в разделах

Данный проект включает все релевантные базовые элементы раннего математического образования. Ребенок испытывает радость от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем.

Он приобретает математические знания и умения, развивает способность формулировать математические задачи и решения, используя соответствующие словесные выражения. Он учится действовать в соответствии с математическими закономерностями, осваивает приемы успешного решения задач математического содержания, которые возникают в повседневной жизни.

Цели проекта

Проект должен помочь детям воспринимать проявления математики, которые они наблюдают в повседневной жизни: числа, множества, состоящие из различного количества предметов, узоры. Дети должны исследовать, когда и где они встречаются с подобными проявлениями. В связи с этим перед детьми встают новые вопросы. Задача проекта, а значит, и педагогов заключается в том, чтобы использовать такие импульсы для работы над математическим содержанием. У детей также должно сформироваться четкое представление о том, что виды выполняемой в ходе проекта деятельности имеют отношение к математике.

___Возраст детей, участвующих в проекте

3 года — 5 лет.

Длительность проекта

01.05.21 – 31.05.21

Образовательные области, на реализацию которых направлен проект

Познавательное развитие (направления «Окружающий мир», «Математика»).

Связь проекта с другими направлениями в образовании детей

Физическое развитие. Частью проекта являются различные подвижные игры, которые развивают навыки счета, классификации геометрических фигур или создания последовательностей. Понимание того, что математику можно найти даже в собственных движениях, предоставляет детям возможность закреплять полученные знания.

Развитие творческого потенциала. Математика является существенной составной частью не только игр по правилам. Креативные идеи, например замена игровых фишек мягкими игрушками, свидетельствуют о богатых творческих возможностях детей.

Речевое развитие. Математика неотделима от развития речи: так, при рассматривании с детьми книжных иллюстраций педагогу нетрудно найти повод обратиться к математике. Системное мышление и творческий подход становятся основными компонентами образовательной деятельности.

Участие в проекте родителей

Совместная работа родителей и детей направлена на актуализацию математических представлений в повседневной жизни. Как и в детском саду, дома дети производят подсчеты и измерения, находят в окружении предметы в форме геометрических фигур.

Развиваемые у детей компетентности

Способность определять количество предметов и считать (пересчитывать). Целью раннего математического образования является формирование представления о числах и количестве. Такое представление рассматривается как важная предпосылка для успешного обучения математике в школе. Проект дает детям возможность приобрести в соответствующей их возрасту форме основополагающие математические умения и навыки :

• понимать расположение в пространстве своего тела и объектов окружающего мира;

• получить опыт обращения с геометрическими фигурами и телами;

• развивать визуальное и пространственное представление;

• различать геометрические фигуры;

• узнавать объекты по их внешнему виду, различать внешние признаки предметов (например, круглый, прямоугольный);

• иметь основные понятия о соотношениях («больше — меньше», «толще — тоньше»);

• сформировать понимание смысла числа как символического выражения количества, длины, веса, времени или денежной суммы;

• сознательно использовать математические знания и умения для решения практических задач в других образовательных областях, а также в повседневной жизни.

Освоение словесного и символического выражения математического содержания. В ходе проекта дети осваивают словесное и символическое выражение математического содержания. Дети учатся:

• обращаться с такими понятиями, как «больше» или «меньше»;

• употреблять числительные при счете объектов;

• использовать в речи названия геометрических форм (например, «прямоугольник», «точка», «сторона»);

Описание проекта

Проект основан на том, что дети ежедневно имеют дело с проявлениями математики. Выявляется математическое содержание привычных для детей видов деятельности, таких как игра, изготовление поделок или рисование.

Главный вопрос звучит так: где дети в окружающем мире встречаются с числами, множествами и узорами? Каждый раз, когда деятельность детей дает импульсы для изучения ее математического содержания, педагог должен подхватить эти импульсы.

С помощью наводящих вопросов и соответствующих педагогических предложений взрослый предоставляет детям возможность обратиться к математической стороне их деятельности.

Три раза в неделю во время утреннего круга дети решают, какому виду занятий с математическим содержанием будет посвящен текущий день. Любой вид деятельности — в том числе и вне рамок выбранного вида занятий — используется для обращения к теме проекта «Математика в повседневной жизни детей» или к основному вопросу «Где можно найти числа, множества и узоры?». Например, во время утреннего круга происходит пересчет присутствующих детей или хоровое исполнение песен, в которых встречаются числа и которые побуждают считать, например «Жили у бабуси два веселых гуся» или «Было у матушки двенадцать дочерей».

Виды занятий с математическим содержанием

Взвешивание

Сначала каждый из детей становится на бытовые напольные весы и определяет, сколько он весит. На вторых напольных весах размещается большая картонная коробка, в которую складываются фабрично упакованные пакеты с мукой или сахаром. Следует обратить внимание на то, чтобы коробка не закрывала табло весов.

В то время как один ребенок стоит на весах, другие дети накладывают в коробку на вторых весах пакеты с мукой или сахаром до тех пор, пока показания обоих весов не будут примерно одинаковыми. После того как все дети взвесились, они сравнивают, кто из них тяжелее. Кроме того, дети определяют и сравнивают вес различных материалов, например бобов, камней или перьев. Детям предоставляется возможность самостоятельно сделать весы.

Измерение

Дети измеряют рост друг друга с помощью складного метра и сравнивают, кто выше, а кто ниже. Затем они определяют и фиксируют длину своего шага. Дети считают, сколько шагов они проходят от одного помещения в здании детского сада до другого, например от групповой комнаты до умывальной. Кроме того, измеряются длина, высота и ширина различных предметов мебели. Дети сравнивают свою физическую силу, поднимая гантели разного веса.

Существуют и невидимые объекты измерения, например температура.

Для ее определения нужны специальные приборы. Дети совместно с педагогом изготавливают бутылку для измерения тепла, с помощью которой можно выявить разницу температур. Бутылку с узким горлышком наполняют подкрашенной водой, вставляют в бутылку трубочку для напитков (большого диаметра) и запечатывают горлышко бутылки пластилином. Трубочка должна быть погружена в бутылку примерно на половину своей длины. Для измерения температуры с помощью сделанного приспособления дети обхватывают бутылку ладонями. Через некоторое время становится заметно, что вода поднимается вверх по трубочке для напитков, поскольку при нагревании жидкость увеличивается в объеме. Дети отмечают уровень воды и совместно с педагогом размышляют, как сделать, чтобы вода в трубочке поднялась еще выше. С этой целью можно поставить измерительную бутылку на освещаемое солнцем место, на батарею отопления или в емкость с горячей водой.

В заключение дети сравнивают измерительную бутылку и наружный термометр и определяют, что общего в конструкции и в принципе действия обоих приборов.

Лепка цифр

Педагог спрашивает детей, какие цифры они уже знают. Карточки с названными цифрами педагог выкладывает на стол. Дети еще раз перечисляют эти цифры и лепят их. Можно также предложить детям вылепить цифры, обозначающие их возраст или любимые числа.

Подсчет

Сначала дети считают количество присутствующих в комнате и сравнивают их возраст. Если у кого-то из детей день рождения, на нитку нанизывается столько бусин, сколько лет исполнилось имениннику. Затем подсчитывается количество частей тела (рук, пальцев, ног, глаз, носов, ушей и т. д.). Используются и стимулы, предлагаемые помещением: дети, например, определяют количество стульев и столов.

Сосчитав ступени в лестничном пролете, дети наклеивают на каждой из них соответствующую цифру, а рядом — нужное количество точек. В зависимости от направления движения по лестнице (подъем или спуск) дети называют цифры в прямом или в обратном порядке.

Поиск геометрических фигур

Вооружившись цветной бумагой и карандашами, дети отправляются на поиски вещей различной формы, расположенных в помещениях детского сада. Увидев, например, кубик или цветочный горшок, они ставят этот предмет на лист бумаги и обводят карандашом. Затем получившиеся фигуры вырезают и наклеивают на карточки из белой бумаги. Дети подсчитывают, сколько всего геометрических фигур они нашли, и сортируют их по форме, складывая карточки стопками. Совместно с педагогом дети обдумывают, как называются фигуры, карточки с которыми лежат в каждой стопке.

Игра в крестики-нолики

Это образовательное предложение предназначено прежде всего для дошкольников. Игра происходит на девятиклеточном поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на свободные клетки. Побеждает тот, кто первым расположит свои фишки в ряд по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Игроку, который поставил на поле все три фишки, но не смог выстроить их в ряд, разрешается переместить любую из этих фишек, когда настанет его очередь ходить.

Далее начинается игра, во время которой дети учатся обдумывать свои ходы на перспективу, а также знакомятся с понятиями «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

Подвижные игры

В рамках проекта детям предлагаются знакомые им подвижные игры, которые могут дать импульсы для счета. Например, во время игры «Музыкальные стулья» после каждого кона считают оставшиеся стулья и детей, которые не вышли из игры.

При игре в салки задача некоторых членов команды состоит в том, чтобы защищать предметы, которые они взяли с собой в «дом» — лежащий на полу обруч.

До начала игры дети вместе с педагогом повторяют числа от 1 до 10. Для этого педагог подготавливает 10 карточек формата A4, на каждой из которых обозначено одно из чисел. Дети располагают карточки в правильной последовательности. После этого дети разделяются на две команды. Цель одной из них — забрать лежащие внутри обруча предметы. Дети, которые будут защищать эти предметы, выбирают одну из десяти карточек. Затем они складывают внутри обруча количество предметов, соответствующее цифре на карточке, — это могут быть мягкие игрушки или маленькие мячи. В обруч также садится один из детей — «хозяин дома». Игра начинается, и нападающая команда старается забрать предметы из обруча. Если «хозяин дома» дотронулся до нападающего прежде, чем тот взял предмет, нападающий замирает на месте и больше не имеет права двигаться. Чтобы снова получить возможность участвовать в игре, «окаменевший» нападающий широко расставляет ноги, между которыми должен проползти любой игрок его команды. Как только это произошло, осаленный нападающий может двигаться. Нападающие складывают предметы, взятые из обруча, в заранее условленном месте. Если в обруче не осталось больше предметов, «хозяин дома» может взять их обратно из лагеря нападающих.

После окончания игры дети оценивают ее результаты и рассказывают о том, что они испытывали в роли нападающих или защитников.

Просмотр иллюстрированных книг

При рассматривании с детьми и чтении вслух иллюстрированных книг, содержание которых связано с числами, педагог обсуждает с группой темы, имеющие отношение к математике. Так, сказка о прожорливой гусенице 1 предоставляет детям возможность подсчитать, сколько различных предметов прогрызла гусеница. Затем дети мастерят из воздушных шаров фигуру гусеницы. Отдельные шары представляют собой сегменты тела гусеницы. Дети обдумывают, сколько шаров потребуется для поделки и какого размера должны быть эти шары. Перед тем как связать шары друг с другом, дети разрисовывают их и оклеивают вырезанными из цветной бумаги узорами. Чтобы «накормить» гусеницу, дети определяют, что и в каком количестве она будет есть. Затем дети подсчитывают выбранные «продукты питания» и приносят гусенице, например, пять яблок из игрушечного магазина.

Завершение проекта

Математическое развлечение «В гостях у царицы Математики»

Подведение итогов проекта

После завершения проекта педагоги вместе с детьми подводят его итоги. Анализ направлен на то, чтобы выяснить, как проходили измерение, счет и взвешивание.

Детей спрашивают, чем им больше всего понравилось заниматься. Эти виды деятельности предлагаются детям повторно.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группеКраткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Проект «Цветы» (средняя группа) Воспитатели: Павлова Виктория.

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Познавательно-исследовательский проект «Кораблик» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка». Познавательно - исследовательский проект во.

Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе.Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе. У ворот шумит народ, Где тут чудо-огород? Говорят, что там растёт И цветочная рассада, Перчик, огурец, лучок! Смотрят все на огород, И.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей в.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке» Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный,.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» Мы посадим огород! Смотреть мы будем, как растет На нем лучок, укроп, петрушка! Мы будем за росточками Дружно наблюдать, Будем мы ухаживать,.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей» Воспитатель: Кусярбаева Нургуль Фатиховна. Актуальность.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в старшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в старшей группе Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Юные математики»
Опубликовано: 30 мая 2021 в 17:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД