МААМ-картинки

Познавательное развитие детей третьего года жизни

Елена Золотарёва
Познавательное развитие детей третьего года жизни

Аннотация. В данной консультации даны рекомендации родителям по активизации познавательных процессов детей третьего года жизни, рекомендуемые дидактические игрушки, советы по ознакомлению с окружающей действительностью, предметами.

Возраст до трех лет - важный этап развития психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Ведущим познавательным процессом является восприятие. Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. В это время основной вид занятий - предметно-игровой. Именно он оказывает наибольшее влияние на развитие детей, поэтому и называется ведущим. Малыш лепит куличики, ловит мяч, бросает его и т. д. Эти, примитивные на первый взгляд, действия значат многое для его развития. Так ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает жизненный опыт. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития. Задача взрослых – с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи по подбору их, по сходству и различию. Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить, развивают мелкую моторику, способствуют стремлению выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами способствуют запоминанию и воспроизведению способа действий, которые были показаны взрослым, развивают память и воображение.

Публикация «Познавательное развитие детей третьего года жизни» размещена в разделах

Для ребенка до трех лет необходимы игрушки:

- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки);

- для проталкивания предметов различных форм, в соответствующее отверстие (дидактический домик, трубочки с шариками);

- с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнурки, липучки);

- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов (куб, шар, кирпичик). Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, деревянные яйца, и бочонки).

При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнения. Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ, совместные действия, то в старшем возрасте нужно побуждать его действовать по слову взрослого. Особое значение предается подвижным играм. Дети с рождения стремятся к движению, познавая мир. Подвижные игры хорошая профилактика плоскостопия, нарушения осанки и других заболеваний, вызванных недостатком физической активности. Подвижные игры со взрослыми – одно из лучших средств общения с ребенком. Игровая форма стимулирует детскую фантазию, способствует формированию речи и, в конечном счете, становление личности ребенка.

Особый интерес дети проявляют к окружающим его людям. Наблюдая действия взрослых, они усваивают только то, что лежит на поверхности и доступно их пониманию в силу возраста. Познавательное развитие ребенка не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире - у него начинается формироваться система знаний.

С каким же кругом предметов и явлений следует знакомить малыша? Прежде всего, это элементарные знания о ближайшем окружении:

- о близких людях, самом себе (имя, действия в окружающем «Что Алина делает?»);

- информация о том, что он ест, об игрушках, о предметах быта (стол, стул, кровать);

- о животных, растениях и деревьях, о погоде.

Детей необходимо познакомить с некоторыми ситуациями, которые он видит вокруг себя в магазине (тетя продавец, на улице (машины, в поликлинике (тетя доктор).

Все то, чему научился ребенок на втором году жизни, создает предпосылки для перехода качественно новому этапу освоения окружающего мира. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память, растет устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно действенное и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети чаще начинают использовать в игре предметы-заместители (вместо градусника - карандаш, вместо мыла - кирпичик). Дети третьего года жизни овладевают новыми видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, могут понять более сложные по содержанию литературные и музыкальные произведения.

Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. Формируется понимание обобщенных названий предметов, т. е. собирательных существительных, одежда – рубашка, платье; посуда – тарелка, ложка, чашка и т. д.

Дети получают более точные представления о свойствах предметов и взаимосвязях (твердый - мягкий, холодный – теплый, длинный - короткий); о количестве предметов (один, мало, много); особенности движений (быстро – медленно, вперед - назад).

Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер : он запоминает имена родителей, воспитателей, детей группы. В познавательном развитии при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят ребенка на более высокий уровень сравнений и обобщений, а следовательно умственного развития. Необходимо продолжить расширять знания детей об окружающем мире :

- о человеке: физических особенностях (голова, руки, ноги, лицо);

- о деятельности близких ребенку людей (мама моет посуду, сестра читает);

- о живой природе (деревьях траве, цветах, овощах, фруктах);

- об явления природы (времена года и их особенности);

- знакомить с явлениями общественной жизни (повар варит, доктор лечит, шофер управляет автобусом).

Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых, привлекают к посильной помощи, а также начинают знакомить с профессиями. Обращают их внимание на труд людей работающих в детском саду. После двух с половиной лет можно повести на экскурсию на кухню, в кабинет врача, прачечную. Понимание смысла профессии у ребенка ситуативно связывается с процессом труда, а главное с результатом. Он должен быть представлен наглядно (прачка вывешивает белье, повар угощает пирожками и т. д.)

Дети рано знакомятся со средствами передвижения людей и эти знания проявляются, прежде всего, в игре. Особый интерес вызывает животный мир. Необходимо научить различать и называть не только домашних животных, но и их детенышей. Дети наблюдают за животными, домашними питомцами, птицами. Животных показывают на картинках с первых лет жизни, воспитывая у детей гуманное отношение к ним. Детям предлагают понаблюдать за животными и проявить заботу о них в игровой форме. Дети начинают усваивать значения домашних животных в жизни людей (корова дает молоко, курица несет яйца). При наблюдении за животными важно научить выделять их наиболее яркие особенности (у коровы и козы – рога, у зайца – длинные уши, у слона - хобот).

Не малое значение приобретает художественная литература о животных, где в образной форме даются знания о них. При знакомстве с растительным миром можно не только показать, но и назвать некоторые комнатные растения. Необходимо не только рассматривать, но и сравнивать растения, замечать различия. В присутствии детей полезно ухаживать за ними. Это способствует формированию первых обобщенных понятий: овощи, фрукты, цветы, деревья. Знакомя детей с огородными культурами можно использовать фольклорные произведения, загадки, сказки, например «Репка».

Летом полезно обратить внимание на многообразие растений, осенью на окраску листьев, зимой отметить различные свойства снега (хорошо сгребается лопатой, лепится в комочки, в оттепель, тает в тепле). Таким образом, развивается умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. В этот период маленький человек активно познает мир, осваивает способы действий в быту, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшие достижения этого возраста – овладение активной речью.

Публикации по теме:

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых технологий для детей третьего года жизни «Осень» Цель-развитие у детей познавательных интересов, активности. Задачи: -Развитие речи -Развитие сенсорных навыков (цвет, размер) -Развитие.

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей третьего года жизни «Овощи»Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей третьего года жизни «Овощи» Воспитатель: Чурсина О. Н. Цель:Формировать у детей интерес к знаниям об овощах. Задачи: Образовательные:Продолжать учить детейузнавать и.

План-конспект логоритмического занятия с использованием ИКТ для детей третьего года жизни «В гостях у Бабушки» Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Иркутский областной специализированный Дом ребенка №1» План-конспект логоритмического.

План-конспект занятия «Кто у бабушки живёт?» на развитие движений для детей третьего года жизни Программное воспитание. - Продолжать учить детей ходить за ведущим, учить переходить от ходьбы к бегу, от бега к ходьбе, бегать на носочках,.

Показатели развития детей третьего года жизни (программа «Детство») ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (программа «ДЕТСТВО») Художественно - эстетическое развитие – это развитие предпосылок понимания.

Проектирование работы по развитию речи детей третьего года жизни на материале народных сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №269» Г. ПЕРМИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО.

Развлечение для детей третьего года жизни «Путешествие»Развлечение для детей третьего года жизни «Путешествие» Развлечение для детей третьего года жизни Тема: «Путешествие» Задачи: -формирование представлений о некоторых видах транспорта; -развитие.

Роль игры с мячом детей третьего, четвёртого года жизни. История мяча. Ведущая деятельность ребёнка третьего, четвёртого года жизни - игровая. Это значит, что именно игра в большей стерени влияет на общее развитие.

Тесты для детей третьего года жизни 1. Тест с кубиками. Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения задания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей третьего года жизни
Опубликовано: 11 октября 2017 в 13:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД