МААМ-картинки

Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»

Ольга Коновалова
Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»

Конспект НОД

в средней группе

«Воздух и его свойства»

(познавательное развитие : экология)

Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи:

Публикация «Познавательное развитие в средней группе: „Опыты с воздухом“» размещена в разделах

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.

Способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, способность анализировать и сравнивать, делать выводы на основе полученных результатов.

Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Ход НОД

Воспитатель-- Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Видеозвонок: (удивление педагога на звонок)

Незнайка: Ребята, мы с профессором Воздушкиным начали изучать, что такое воздух. Но его срочно вызвали на научную конференцию. И он дал мне задание изучить свойства воздуха. Но я был невнимателен и прослушал, что нужно сделать для этого. Ребята, что же мне делать? Если я не выполню эти задания, профессор снова скажет, что я ничего не знаю.

Воспитатель: - Ребята, что делать? Как быть Незнайке?

Ответы детей: дети предлагают помочь Незнайке в изучении свойств воздуха и выполнить вместе задания профессора.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно изучить свойства воздуха?

Ответы детей: В лаборатории.

Воспитатель: - Совершенно верно! Я предлагаю отправиться в лабораторию и вместе с Незнайкой изучить свойства воздуха. Вы согласны? Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей: — Это место, где все изучают и проводят разные опыты.

Воспитатель: - Правильно. Но в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3. Ничего не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель: Отправляемся в лабораторию? Как мы можем туда попасть?

Ответы детей:

Воспитатель: А мы произнесем волшебные слова!

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Воспитатель: Вот мы и очутились в настоящей лаборатории профессора Воздушкина. В лаборатории мы обязательно должны находиться в халатах и т. п. Надеваем халаты

Воспитатель: - Ребята, что такое воздух?

Дети: - это то, чем мы дышим.

Воспитатель: - Правильно! Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Ребята, а вы видите воздух вокруг?

Ответы детей: - Нет.

Воспитатель: - А ты, Незнайка, видишь воздух?

Незнайка: - Нет.

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, его надо сначала поймать. И мы с вами научимся ловить воздух. А ты, Незнайка, внимательно смотри и запоминай! Давайте для этого подойдем к первому столу.

Воспитатель:- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что дв нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

Ответы детей: Воздух без цвета, он прозрачен.

На столах у меня фонарик. Коллеги, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Мы изучали первое свойство воздуха.

Давайте повторим: Какого цвета воздух?

Ответы детей: - Воздух – прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Незнайка, ты успел записать результаты нашего опыта?

Ответ Незнайки: - Да, результаты опыта я буду записывать специальными знаками

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух?

Ответы детей: - Пакет стал большим.

Воспитатель: - А какой стал пакет, когда воздух мы выпустили?

Ответы детей: - Пакет снова стал маленьким.

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Надуй шар». Для этого мы все встанем в круг, и возьмемся за руки. А теперь пройдем все в середину, три щага вперед. Представим, что мы с вами шарик, который сдулся. А теперь надуваем нам шарик, расходимся на три шага назад, только руки не отпускаем. А теперь снова сдуем шарик. (игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, есть запах у воздуха?

Ответы детей: -

Воспитатель: - Незнайка, а ты как думаешь?

Незнайка: - Я не знаю

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы это узнать?

Ответы детей:

Воспитатель: - чтобы узнать, есть запах у воздуха, или нет, давайте пройдем ко второму столу. На столе лежат капсулы (от киндер-сюрприза). Посмотрите внимательно, есть внутри что-нибуль?

Ответы детей: - в них ничего нет.

Воспитатель: А теперь понюхайте их, чувствуете запах?

Ответы детей: - да

Воспитатель: - отгадайте запах. (ответы по очереди, теперь поменяйтесь друг с другом и угадайте запах (ответы детей)

Воспитатель: - ребята, что мы можем сказать, есть запах у воздуха или нет?

Ответы детей: - воздух не имеет запаха.

Воспитатель: - может воздух передать запах?

Ответы детей: - воздух помогает передать запах предметов.

Воспитатель:- Незнайка, ты внимательно смотрел наш опыт, ничего не пропустил?

Незнайка: - Да, ребята, я все внимательно слушал. Воздух сейчас передал мне вкусный запах булочек, которые сейчас стряпает моя бабушка.

Воспитатель: А интересно, ребята, может ли воздух двигать предметы. Как вы думаете, ребята?

Ответы детей: -

Воспитатель: - Незнайка, как ты думаешь, может ли воздух двигаться?

Незнайка: - Ребята, а я даже не задумывался об этом. Интересно узнать.

Воспитатель: - Коллеги ученые, давайте проверим. Для этого проходим к третьему столу.

Опыт 3. «Движение воздуха». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

Воспитатель: - Ученые, что вы видите в стаканчиках?

Ответы детей: - в стаканчиках вода и горошины.

Воспитатель: -Что делают горошины?

Ответы детей: - Лежат на дне стаканчика.

Воспитатель: Как вы думаете, воздух может оживить горошины?

Ответы детей:

Воспитатель: - Незнайка, а как ты думаешь?

Незнайка: - не знаю, наверно воздух не сможет это сделать.

Воспитатель: - Ребята, возьмите трубочки, опустите их стаканчике и подуйте. А ты, Незнайка, внимательно смотри, что будет происходить. Ребята, что происходит, когда мы дуем в трубочки.

Ответы детей: - в стаканчиках появились пузырьки и горошины шевелятся.

Воспитатель: - Воздух помог оживить нам горошины?

Ответы детей: - Да.

Воспитатель: Мы смогли не только поймать воздух, но и увидеть, как он двигается. Ребята, какой мы можем сказать, что воздух может двигать предметы?

Ответы детей: - воздух двигается и может двигать предметы.

Воспитатель: - Незнайка, ты все запомнил?

Незнайка: - Да. Теперь я понял, почему у меня слетает шляпа, когда дует ветер. Один раз так сдул, что я еле-еле ее догнал.

Воспитатель: - Правильно, Незнайка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужен воздух нам?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух нужен всем. И мы можем доказать. Давайте докажем. Закроем ладошками нос и рот, и попробуем дышать. Сложно дышать без воздуха?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, а у тебя получилось дышать без воздуха?

Незнайка: Нет, совсем не получилось, хотя я очень старался. Значит воздух нужен нам тоже.

Воспитатель: Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней   а вот без воздуха прожить не сможет. Ребята, а как вы думаете, есть воздух внутри нас?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, а что ты скажешь нам?

Незнайка: Внутри нас не может быть воздух, мы же не воздушные шарики.

Воспитатель: Ребята, и ты, Незнайка, тоже, поднесите ладошки ко рту и подышите на свои ладошки. Чувствуете поток воздуха?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, ты чувствуешь, как ладошкам становится тепло?

Незнайка: да, когда я подул на ладошки, сразу стало тепло.

Воспитатель: ребята, а где мы взяли воздух, когда дули на ладошки?

Ответы детей: Воздух был внутри нас.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами были сегодня настоящими учеными сделали важные открытия. Помогли мы тебе, Незнайка?

Незнайка: - Ребята, вы отличные воздухоискатели! Вы помогли мне выполнить задание профессора Воздушкина. Давайте еще раз повторим свойства воздуха, которые мы сегодня изучали. Кто может помочь мне ответить? Для помощи я составил такую таблицу – подсказку (мнемотаблица)

Ответы детей:

Воздух не имеет цвета.

Воздух может двигаться.

Воздух есть среди нас.

Воздух не имеет запаха.

Незнайка: Молодцы! Мне надо бежать к профессору, чтобы я не забыл опять все. Спасибо вам за помощь! На память о нашей встрече мы с профессором приготовили вам подарок – мыльные пузыри. Не забывайте, что чем сильнее будете дуть, тем больше будет пузыри. Не жалейте воздуха! До свидания, ребята.

Дети прощаются.

Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем халаты и положим их на стулья (снимают халаты, возвращаются на места) Произнесем наши волшебные слова!

Хлопни, топни, повернись

В детский сад вернись!

Воспитатель: Ребята, проходим на стульчики. Где мы с вами сегодня были?

Ответы детей: мы были в лаборатории.

Воспитатель: - Чем занимались?

Ответы детей:

Воспитатель: Понравилось вам проводить опыты?

Ответы детей:

Воспитатель: - Кому, какой опыт понравился больше всего? (спрашиваю 2-3 детей) Легко или сложно было проводить опыты? Что было сложно для вас?

Ответы детей.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами узнали много интересного. Чем мы с вами дышим, что окружает нас?

Дети: воздух

-Видим ли мы воздух?

Дети: правильно нет, воздух не видимый.

- Воздух движется?

Дети: Воздух движется и внутри нас тоже есть воздух.

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, а теперь давайте вернемся в группу, нас ждет сюрприз от Незнайки и профессора.

Публикации по теме:

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект НОД по образовательному направлению «Познавательное развитие» «Большие и маленькие» в первой младшей группе Цель: Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть их и сравнивать по величине; развивать любознательность, память,.

ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе Сентябрь 1.09-8.09.2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых.

Опыты и эксперименты с воздухомОпыты и эксперименты с воздухом Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить свой рассказ об экспериментальной деятельности в нашей группе. Сегодня я хочу рассказать.

Опыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗОпыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ Уважаемые Коллеги! Разрешите представить небольшую коллекцию наших любимых опытов с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ. Опыт с.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха»Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха» Интеграция ОО:" Социально-коммуникативное развитие ", Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы» Цели: • закрепить представления детей о свойствах бумаги; • познакомить детей с необычными свойствами бумаги; • развивать интерес детей.

«Путешествие в Волшебный лес». Познавательное развитие во второй младшей группе«Путешествие в Волшебный лес». Познавательное развитие во второй младшей группе Программное содержание:закреплять умение группировать однородные предметы по цвету и форме; воспитывать элементарные навыки вежливого обращения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 09:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД