Ольга Коновалова
Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
(познавательное развитие : экология)
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
Публикация «Познавательное развитие в средней группе: „Опыты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования.
Развивать интерес к исследовательской деятельности, способность анализировать и сравнивать, делать выводы на основе полученных результатов.
Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Ход НОД
Воспитатель-- Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Видеозвонок: (удивление педагога на звонок)
Незнайка: Ребята, мы с профессором Воздушкиным начали изучать, что такое воздух. Но его срочно вызвали на научную конференцию. И он дал мне задание изучить свойства воздуха. Но я был невнимателен и прослушал, что нужно сделать для этого. Ребята, что же мне делать? Если я не выполню эти задания, профессор снова скажет, что я ничего не знаю.
Воспитатель: - Ребята, что делать? Как быть Незнайке?
Ответы детей: дети предлагают помочь Незнайке в изучении свойств воздуха и выполнить вместе задания профессора.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно изучить свойства воздуха?
Ответы детей: В лаборатории.
Воспитатель: - Совершенно верно! Я предлагаю отправиться в лабораторию и вместе с Незнайкой изучить свойства воздуха. Вы согласны? Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей: — Это место, где все изучают и проводят разные опыты.
Воспитатель: - Правильно. Но в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Ничего не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Отправляемся в лабораторию? Как мы можем туда попасть?
Ответы детей:
Воспитатель: А мы произнесем волшебные слова!
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Воспитатель: Вот мы и очутились в настоящей лаборатории профессора Воздушкина. В лаборатории мы обязательно должны находиться в халатах и т. п. Надеваем халаты
Воспитатель: - Ребята, что такое воздух?
Дети: - это то, чем мы дышим.
Воспитатель: - Правильно! Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Ребята, а вы видите воздух вокруг?
Ответы детей: - Нет.
Воспитатель: - А ты, Незнайка, видишь воздух?
Незнайка: - Нет.
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, его надо сначала поймать. И мы с вами научимся ловить воздух. А ты, Незнайка, внимательно смотри и запоминай! Давайте для этого подойдем к первому столу.
Воспитатель:- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что дв нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
Ответы детей: Воздух без цвета, он прозрачен.
На столах у меня фонарик. Коллеги, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Мы изучали первое свойство воздуха.
Давайте повторим: Какого цвета воздух?
Ответы детей: - Воздух – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Незнайка, ты успел записать результаты нашего опыта?
Ответ Незнайки: - Да, результаты опыта я буду записывать специальными знаками
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух?
Ответы детей: - Пакет стал большим.
Воспитатель: - А какой стал пакет, когда воздух мы выпустили?
Ответы детей: - Пакет снова стал маленьким.
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Надуй шар». Для этого мы все встанем в круг, и возьмемся за руки. А теперь пройдем все в середину, три щага вперед. Представим, что мы с вами шарик, который сдулся. А теперь надуваем нам шарик, расходимся на три шага назад, только руки не отпускаем. А теперь снова сдуем шарик. (игра проводится 2-3 раза)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, есть запах у воздуха?
Ответы детей: -
Воспитатель: - Незнайка, а ты как думаешь?
Незнайка: - Я не знаю
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы это узнать?
Ответы детей:
Воспитатель: - чтобы узнать, есть запах у воздуха, или нет, давайте пройдем ко второму столу. На столе лежат капсулы (от киндер-сюрприза). Посмотрите внимательно, есть внутри что-нибуль?
Ответы детей: - в них ничего нет.
Воспитатель: А теперь понюхайте их, чувствуете запах?
Ответы детей: - да
Воспитатель: - отгадайте запах. (ответы по очереди, теперь поменяйтесь друг с другом и угадайте запах (ответы детей)
Воспитатель: - ребята, что мы можем сказать, есть запах у воздуха или нет?
Ответы детей: - воздух не имеет запаха.
Воспитатель: - может воздух передать запах?
Ответы детей: - воздух помогает передать запах предметов.
Воспитатель:- Незнайка, ты внимательно смотрел наш опыт, ничего не пропустил?
Незнайка: - Да, ребята, я все внимательно слушал. Воздух сейчас передал мне вкусный запах булочек, которые сейчас стряпает моя бабушка.
Воспитатель: А интересно, ребята, может ли воздух двигать предметы. Как вы думаете, ребята?
Ответы детей: -
Воспитатель: - Незнайка, как ты думаешь, может ли воздух двигаться?
Незнайка: - Ребята, а я даже не задумывался об этом. Интересно узнать.
Воспитатель: - Коллеги ученые, давайте проверим. Для этого проходим к третьему столу.
Опыт 3. «Движение воздуха». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: - Ученые, что вы видите в стаканчиках?
Ответы детей: - в стаканчиках вода и горошины.
Воспитатель: -Что делают горошины?
Ответы детей: - Лежат на дне стаканчика.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух может оживить горошины?
Ответы детей:
Воспитатель: - Незнайка, а как ты думаешь?
Незнайка: - не знаю, наверно воздух не сможет это сделать.
Воспитатель: - Ребята, возьмите трубочки, опустите их стаканчике и подуйте. А ты, Незнайка, внимательно смотри, что будет происходить. Ребята, что происходит, когда мы дуем в трубочки.
Ответы детей: - в стаканчиках появились пузырьки и горошины шевелятся.
Воспитатель: - Воздух помог оживить нам горошины?
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: Мы смогли не только поймать воздух, но и увидеть, как он двигается. Ребята, какой мы можем сказать, что воздух может двигать предметы?
Ответы детей: - воздух двигается и может двигать предметы.
Воспитатель: - Незнайка, ты все запомнил?
Незнайка: - Да. Теперь я понял, почему у меня слетает шляпа, когда дует ветер. Один раз так сдул, что я еле-еле ее догнал.
Воспитатель: - Правильно, Незнайка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужен воздух нам?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух нужен всем. И мы можем доказать. Давайте докажем. Закроем ладошками нос и рот, и попробуем дышать. Сложно дышать без воздуха?
Ответы детей:
Воспитатель: Незнайка, а у тебя получилось дышать без воздуха?
Незнайка: Нет, совсем не получилось, хотя я очень старался. Значит воздух нужен нам тоже.
Воспитатель: Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней а вот без воздуха прожить не сможет. Ребята, а как вы думаете, есть воздух внутри нас?
Ответы детей:
Воспитатель: Незнайка, а что ты скажешь нам?
Незнайка: Внутри нас не может быть воздух, мы же не воздушные шарики.
Воспитатель: Ребята, и ты, Незнайка, тоже, поднесите ладошки ко рту и подышите на свои ладошки. Чувствуете поток воздуха?
Ответы детей:
Воспитатель: Незнайка, ты чувствуешь, как ладошкам становится тепло?
Незнайка: да, когда я подул на ладошки, сразу стало тепло.
Воспитатель: ребята, а где мы взяли воздух, когда дули на ладошки?
Ответы детей: Воздух был внутри нас.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами были сегодня настоящими учеными сделали важные открытия. Помогли мы тебе, Незнайка?
Незнайка: - Ребята, вы отличные воздухоискатели! Вы помогли мне выполнить задание профессора Воздушкина. Давайте еще раз повторим свойства воздуха, которые мы сегодня изучали. Кто может помочь мне ответить? Для помощи я составил такую таблицу – подсказку (мнемотаблица)
Ответы детей:
Воздух не имеет цвета.
Воздух может двигаться.
Воздух есть среди нас.
Воздух не имеет запаха.
Незнайка: Молодцы! Мне надо бежать к профессору, чтобы я не забыл опять все. Спасибо вам за помощь! На память о нашей встрече мы с профессором приготовили вам подарок – мыльные пузыри. Не забывайте, что чем сильнее будете дуть, тем больше будет пузыри. Не жалейте воздуха! До свидания, ребята.
Дети прощаются.
Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем халаты и положим их на стулья (снимают халаты, возвращаются на места) Произнесем наши волшебные слова!
Хлопни, топни, повернись
В детский сад вернись!
Воспитатель: Ребята, проходим на стульчики. Где мы с вами сегодня были?
Ответы детей: мы были в лаборатории.
Воспитатель: - Чем занимались?
Ответы детей:
Воспитатель: Понравилось вам проводить опыты?
Ответы детей:
Воспитатель: - Кому, какой опыт понравился больше всего? (спрашиваю 2-3 детей) Легко или сложно было проводить опыты? Что было сложно для вас?
Ответы детей.
Воспитатель: -Сегодня мы с вами узнали много интересного. Чем мы с вами дышим, что окружает нас?
Дети: воздух
-Видим ли мы воздух?
Дети: правильно нет, воздух не видимый.
- Воздух движется?
Дети: Воздух движется и внутри нас тоже есть воздух.
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, а теперь давайте вернемся в группу, нас ждет сюрприз от Незнайки и профессора.