Получи документы

Познавательное занятие в старшей группе «Прогулка по Московскому Кремлю»

Наталия Юринская
Познавательное занятие в старшей группе «Прогулка по Московскому Кремлю»

Конспект НОД в старшей группе по познавательному «Прогулка по Московскому Кремлю».

Составила воспитатель 1 категории Юринская Наталия Михайловна

Г. Ангарск 2016 год

Цель Формирование у дошкольников элементарных представлений об истории возникновения столицы России – городе Москва.

Задачи: 1. Актуализация представлений о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства.

Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „Прогулка по Московскому Кремлю“» размещена в разделах

2. Развитие у детей исследовательских навыков (поиск информации в различных источниках).

3. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход:

Дети рассматривают книгу о Москве.

В: Девочки, что вы рассматриваете? ( Вика: это книга о Москве.)

Обратить внимание остальных детей на книгу: Ребята, посмотрите, какая замечательная у девочек книга о Москве. ( Вика: Мой папа ездил в Москву в командировку и привёз эту книгу). Если прочитать ту книгу, рассмотреть фотографии, то можно много узнать о Москве.

В: Ребята, кто –нибудь из вас бывал в Москве? (нет). А хотели побывать? (Да). Как жаль, что у нас сейчас нет возможности побывать в Москве. Что мы с вами сейчас можем сделать, чтобы познакомиться с Москвой, её достопримечательностями, узнать что-то новое? (поговорить, рассмотреть и прочитать книгу, посмотреть фильм, представить, что мы в Москве). Как много у вас разных идей.

В: Ребята, что вы можете рассказать о Москве? (Москва столица России). Что такое Россия? (Это наша страна). А вы знаете как называлась Россия раньше, в старину? (Русь). Москва начала строиться нашими предками почти 900 лет назад. Вы знаете, кто такие предки? (Это люди, которые жили раньше нас). Как называли себя наши предки? (Славяне). Что значит славяне? (Славный народ. Слово «славяне» похоже на слово «слава». Племена славян называли себя «Племенем Победителей».

В: Ребята, вы знаете, как выбирали наши предки место для строительства жилья?

Д: Наши предки селились по берегам рек, озёр, рядом с лесом, на возвышенности.

В: Почему селились рядом с рекой? Для чего нужна вода? (Готовить, пить, стирать, ловить рыбу)

В: Почему выбирали место на возвышенности? (чтобы вовремя половодья вода не затопила жильё и с возвышенности далеко видна окрестность – врагам трудно подобраться незамеченным.

В: Воспитатель: Есть такая пословица: «У леса жить - голодным не быть». Почему так говорят?

Д: В лесу много зверей, грибов, ягод.

Составление макета

На столах у стены расставлены картинки с изображением рыбака, охотников, земледельца; их орудий труда, пейзажи – горы, поля, море, лес. В центре поставить 4 стола.

В: Давайте представим, как всё происходило. Как называлась большая славянская семья? (Род). А когда несколько родов объединялись? (Племя) Племена назывались по – разному. Какие племена славян вы знаете? (Поляне, кривичи, древляне, северяне). Славянских племён было много, назывались они по – разному.

Показать детям, на каком из столов нужно собрать племя древлян, на каком северян и т. д. Дети берут по одной картинке и составляют племена.

В: Славяне селились по берегам рек. (подходит к одной группе детей) О каком племени вы будет рассказывать? (О племени северян). (Дети составляют коллективный рассказ по картинкам, рассказывая о племени)

Примерные рассказы детей

1. Племя Северян так называлось потому, что они жили на севере. В основном занимались рыболовством. Для этого им были нужны сети, крючки, рыболовные снасти.

2. Племя древлян селились там, где много лесов, деревьев. Они собирали грибы, ягоды, занимались охотой.

3. Кривляне жили в горах, они были охотниками, метко стреляли, а назывались так потому, что при стрельбе, то щурили, кривили один глаз.

4. Поляне жили там, где много полей, они занимались земледелием, растили хлеб, выращивали овощи.

Каждое племя городило, огораживало своё поселение валом или рвом. Называлось такое поселение «городищем», какому современному слову, дало название «городище»? (Город). Возьмитесь, пожалуйста за руки, огородите свои племена. (дети делают круг вокруг своих столов).

Со временем племена решили объединиться. Почему? (Славянам тяжело было жить разрозненно, тяжело давать отпор врагам, вместе они были сильнее). Дети, объедините племена, сделайте большой круг. (Дети делают большой круг). Так более 1000 лет назад образовалось государство «Русь». Сначала оно было маленькое, но славянам оно было дорого, потому что это была их Родина. Славяне являются предками не только русского народа, они стали предками трё х великих народов: русского, украинского и белорусского.

Кстати, племя которое проживало в местах, где в последующем была построена Москва называлось вятичами. Ребята, вы знаете почему, это племя так называлось? (нет). Я тоже не знаю, как узнать? (Можно посмотреть в интернете). Давайте посмотрим. (посмотреть в интернете, через телефон). Вопрос: происхождение названия племени вятичи у славян? Ответ: Название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав.

Ребята, давайте представим себе, что мы оказались в тех далёких временах, когда Москва только начала строиться? (дети садятся на ковёр). Мы не знаем точно, как возникали великие города. Зарождение Москвы - тоже тайна.

Существует множество легенд о её рождении, хотите, я вам расскажу одну из них.

Когда – то давным - давно, наши предки, славяне – вятичи, пришли в места, где сейчас находится современный Кремль. Места им понравились. Место было холмистым, здесь текла река, кругом шумел дремучий лес, и земля была хорошая, можно было выращивать пшеницу, и решили вятичи здесь поселиться. Но местность около реки, была болотистой, и чтобы добираться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики, мостки. Поэтому реку назвали Мостквой, а потом короче – Москвой.

В те далёкие времена на Руси правили князья. Однажды остановился в селении князь – Юрий Долгорукий. (слайд) Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Долгорукий – это долгая, а по – другому длинная рука. А дали такое прозвище князю, потому что он старался к своим землям, где был главным, присоединить другие земли, которые находились далеко. Итак, Юрий Долгорукий остановился в селении у реки Москвы, и ему очень понравилось место – богатое зверьём, рыбой, удобное по расположению. И решил он здесь построить город. А назвал этот город так, как называлась река.

Времена были неспокойные, людям часто приходилось защищать от врагов. Поэтому они обносили свои селения высокими стенами. Стены делали из дерева, ведь вокруг были дремучие леса. И маленькие селения превращались в крепость. (нарисовать на доске несколько домиков и обвести их линией)

Шло время. Население росло, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами. (нарисовать за окружностью ещё несколько домиков). А когда нападали враги, жители перебирались в крепость и сражались с неприятелем. Такая крепость внутри, в центре города называется кремль.

Сначала московский кремль был деревянный (слайд). Но во время нападения врагов его не раз сжигали. Спустя много лет другой русский князь – Дмитрий Донской -решил построить в Москве кремль из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот кремль конечно же, был прочнее деревянного. Он простоял 100 лет, это очень много. Но со временем начал разрушаться.

Москва стала большим городом. Великий князь Иван 3 решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только мощной крепостью, а был бы ещё и красивым. В те времена самые лучшие мастера – строители жили в Италии, вот оттуда и пригласил Иван 3 мастеров. Строили кремль из красного кирпича, более 100 лет. Итальянским мастерам помогали русские. И стоит этот кремль – красавец до сих пор. Уже давным – давно нет в живых этих строителей, а мы до сих пор помним о них. Вот какой древний город столица нашей Родины – Москва.

Мы с вами уже говорили, что Кремль – это крепость. Посмотрите внимательно на картинку, как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы). Да, стены Кремля очень высокие – с трёхэтажный дом, а в некоторых местах и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было ещё труднее. Обратите внимание на бойницы в стенах Кремля (слайд). Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне стен находится боевая площадка. Здесь люди могли не только стрелять, но и передвигаться от одной бойницы к другой.

Посмотрите, на схему Кремля (слайд) На ней хорошо видны башни Кремля? Сколько башен на территории Кремля? (20) Как вы думаете, для чего нужны башни? (в них укрывались воины, жители, там находилось продовольствие, вода, оружие). Молодцы!

Ребята, вам понравился рассказ о Москве? Вы внимательно слушали и смотрели? Значит вы сможете выполнит очень сложное задание. Посмотрите, на картинках изображен Кремль – деревянный, из белого камня и из красного кирпича и князья, соедините, пожалуйста, стрелками кремль и князя, при котором он был построен. (дети рисуют стрелки и объясняют свой выбор).

Ребята, хотите немного погулять по Москве? Видеофизминутка Физминутка «Я шагаю по Москве» (интернет – ресурс)

Ребята, мы остановились у самой известной, самой красивой башни Московского Кремля. Вы узнали эту башню? Как она называется? (Спасская башня) Что вы знаете о ней? (На ней находятся куранты – главные часы страны. По ним сверяет время вся страна. Самые точные часы. Символ нашей Родины. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа, а в полдень и в полночь вызванивают гимн России).

Представьте, что вы архитекторы. Вам нужно построить башню. (Разрезные картинки) Дети выкладывают Спасскую башню. По завершении работы - видеоролик с боем курантов и исполнением гимна.

Вам понравилась наша прогулка? Для чего мы с вами сегодня совершили эту прогулку? (чтобы познакомиться с Москвой, узнать что-то новое о Москве). Кому вы можете рассказать о том, что сегодня узнали? А хотели бы узнать больше? Может быть вы дома с родителями подготовите сообщения о башнях московского Кремля, ведь их 20, а мы знакомы только с одной – Спасской? Все башни Кремля разные, нет ни одной похожей на другую, у каждой своё название и предназначение. И на самой территории Кремля много интересного – есть площади, храмы и многое другое. А потом можно будет устроить, например, конференцию или придумать ещё что-нибудь интересное. (дети принимают предложение).

Публикации по теме:

Физкультурно-познавательное занятие в старшей группе «Приключение пчелки Майи» Физкультурно-познавательное занятие в старшей группе "Приключение пчелки Майи" Физ. инстр. : Ребята, я знаю, что вы все любите смотреть мультики.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Прогулка по Кремлю»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Прогулка по Кремлю» Неподалеку от озера Ильмень Великий и гордый город стоит Он символ истории, Родины нашей, Он в сердце России духовность хранит. Задачи:.

Познавательное занятие в старшей группе «Как мы следы весны искали» Ход: В - ль: Ребята,посмотрите кто в гости к нам пришёл? (Колобок). Надоела колобку зима. Всю зиму нравилась, а теперь надоела. И, когда.

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в лес» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ в старшей группе. Тема: Прогулка в лес. Цель: Учить развивать ход событий, развязку. Закреплять у детей умение использовать.

Музыкально-познавательное занятие «Прогулка в космосе» для подготовительной группы, посвященное Дню космонавтики Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста.

Открытое логоритмическое занятие в старшей группе «Лесная прогулка» Цели: - развитие координации речи с движением; - отработка правильного физиологического дыхания; - развитие общей, мелкой и артикуляционной.

Познавательное занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» в старшей группе Бондаренко Ирина ВладимировнаПознавательное занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» в старшей группеЦель: : учить самостоятельно.

Познавательное занятие по экологии в старшей группе «Найдем весну» Цель: формировать понятие о временной системе. Задачи: изучать весенние изменения в живой и неживой природе. Развивать творческое воображение,.

Познавательное занятие в старшей группе с использованием конструктора Лего «Путешествие в космос» Познавательное занятие в старшей группе с использованием конструктора Лего «Путешествие в космос» Задачи: Обучающая: Формировать познавательный.

«Зимние забавы». Занятие-прогулка в старшей группе«Зимние забавы». Занятие-прогулка в старшей группе Ход прогулки: Дети выходят на участок с воспитателем. 1. Наблюдение за кустами. Воспитатель вместе с детьми подходит к кустарникам: Какой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие в старшей группе «Прогулка по Московскому Кремлю»
Опубликовано: 20 июля 2016 в 17:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД