Анастасия Цайтлер
Познавательный педагогический проект «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный педагогический проект на тему : «ВОДА»
Выполнила: Анастасия Цайтлер
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка»
д. Кипень, Ломоносовский р-н, Ленинградская обл.
Воспитатель высшей категории А. Н. Цайтлер.
Публикация «Познавательный педагогический проект „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Обобщение опыта работы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Познавательный проект на тему :
«Вода»
Актуальность проекта :
В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: люди стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Человек – часть природы: он не может жить вне неё, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получат представления о некоторых видах водоемов. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Цель проекта : Сформировать представление детей о значении воды в жизни всего живого на планете Земля: вода – источник жизни.
Постановка проблемы: Возможна ли жизнь на земле без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? Какие есть водоемы в нашей деревне? В каком состоянии бывают водоемы? Нужно ли беречь воду и почему? Какую роль играет вода в формировании здорового образа жизни?
Задачи:
1) Обогащать словарный запас детей;
2) Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание;
3) Дать представление о том, какой путь проходит вода, прежде, чем попадет в наш дом;
4) Познакомить детей со свойствами воды: она не имеет запаха, вкуса, цвета, формы;
5) Расширить знания детей о природных и искусственных водоемах родного края (искусственные озера «Тёплое» и «Холодное», река Стрелка, искусственные пруды в Рыбхозе п. Ропша). Дать представление об их обитателях ( рыбы: карп, форель, минога и т. п. и о речных животных: ондатра, выдра, бобр);
6) Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
7) Воспитывать бережное отношение к воде и интерес к природе;
8) Проявлять интерес к занятиям в бассейне, спортивном зале и на воздухе в целях укрепления своего здоровья.
Сроки реализации проекта : неделя.
Место проведения: в рамках ДОУ.
Ожидаемый результат:
воспитание у дошкольников бережного отношения к водным ресурсам,
воспитание любви к малой Родине, сохранение чистоты природы,
воспитывать трудолюбие, любознательность,
развивать речевую активность,
развивать у детей навыки экспериментирования и исследования,
систематизировать знания детей в опытах;
систематизировать знания детей о закаливающих свойствах воды;
воспитывать активное участие в занятиях в бассейне.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители.
Работа с родителями:
1. участие родителей в походе-экскурсии к истокам реки Стрелка («Долина ключей», и искусственному озеру «Тёплое»;
2. консультации в родительском уголке «Чистая вода и здоровье человека», «Сколько воды на нашей планете», «Оставим детям чистую планету».
3. Создание мини музея «Вода».
Оборудование:
Центр экспериментирования
Прозрачные ёмкости, бумажные салфетки, речной песок, камушки, ракушки и т. п. ; передники для труда, иллюстрации, схемы.
Центр игровой деятельности
Дидактические игры, штурвал, модули, конструкторы, бескозырки, матроски.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный
• Определение направленности проекта, целей и задач;
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
II этап. Основной
Мероприятие Цель мероприятия.
Задачи Ответственный
Познание (ФКЦМ) Туристическая прогулка в «Долину ключей» -Дать представление детям об истоках реки Стрелка;
-Развивать наблюдательность;
-Воспитывать чувство прекрасного. Инструктор по физкультуре, воспитатели группы
Рассматривание картинок и иллюстраций о воде (реки, моря, океаны, лужи, дождь, снег, град, родник, ключ и т. д) -Формировать представление детей о различных водоемах и их обитателях;
-Расширить представление детей о свойствах воды. Воспитатели группы
Наблюдение явлений природы – дождь, лужи -Развивать наблюдательность и интерес к природным явлениям Воспитатели группы
Коммуникация Беседы на тему «Вода и Земля»
-Как называется река в д. Кипень?
-Как называются озера в д. Н. Кипень?
-Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
-Чем отличается в реках и озерах от морской?
-Какие свойства воды ты знаешь?
-Зачем человеку нужна вода? Какую пользу она приносит? -Формировать у детей представления о малой Родине;
-Расширить представление о естественных и искусственных водоемах в д. Кипень;
-Воспитывать любовь к природе;
-Воспитывать устойчивый интерес к занятиям спортом, закаливанию. Воспитатели группы, инструктор по физкультуре
Чтение художественной литературы
-Стихи и загадки о воде;
-Сказка нар. Сибири «Живая вода»;
-Н. Сладков «Весенние радости»;
-С. Сахаров «Кто в море живет?»;
-Э. Шим «Ручей»;
-Н. Рыжов «Вы слыхали о воде?»;
-В. Орлов «Ты скажи, мне, реченька лесная.» (разучивание) -Расширять и активизировать словарный запас у детей;
-Развивать связную речь;
-Воспитывать любовь к художественному слову. Воспитатели группы
Просмотр м/ф «Беги, беги, ручеек»;
Просмотр презентации «Волшебный мир воды». -Развивать зрительную память, слуховое восприятие;
-Формировать положительные эмоции при просмотре мультипликационных фильмов и презентации. Воспитатели группы
Художественное творчество Рисование «Наш аквариум» коллективное -Продолжать учить рисовать в коллективе и договариваться между собой;
-Развивать навыки рисования. Воспитатели группы
Аппликация (обрывная + оригами) «Наш аквариум» -Развивать навыки обрывания в аппликации
-Формировать умение складывать из бумаги рыбок, кораблик Воспитатели группы
III этап. Заключительный
Показ открытого итогового занятия «В гостях у КАПЕЛЬКИ»;
Выставка детских работ по проекту;
Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Создание мини-музея «ВОДА» (руками родителей и детей).
Подведение итогов: Цель проекта достигнута, задачи полностью решены.
Проведен анализ реализации проекта, в процессе которого были сформированы представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого.
Во время проведения исследований и экспериментов у детей развились навыки проведения простых опытов с водой.
Для более глубокого изучения воды и ее свойствах в дальнейшем необходимо приобщать детей к познавательно – исследовательской деятельности.
Фотографии: - «Мини музей воды»;
- Открытое занятие «В гостях у Капельки».
]