Леонова Светлана Николаевна
Познавательный исследовательский проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Насекомые» (средняя группа)
Выполнила: Леонова Светлана Николаевна
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В. А. Сухомлинский).
Тип проекта : познавательный-исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный (неделя).
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Публикация «Познавательный исследовательский проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Окружающий мир кажется детям огромным и волшебным. Он наполнен звуками, красками, превращениями и разнообразными существами: растениями, животными, насекомыми. Если взрослые помогают малышу осваивать этот прекрасный мир, то он получает массу незабываемых впечатлений, о которых помнит потом всю жизнь.
Проблема проекта : Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Средний возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? Например, чем отличаются пчелы и осы? Вроде бы, похожи, но осу мы считаем назойливой и агрессивной незваной гостьей, а пчелку великой труженицей. Почему?
Цель проекта : Цель нашего проекта заключалась в развитии познавательного интереса дошкольников и изучении особенностей мира насекомых, формирование бережного отношения к окружающей среде.
Задачи: Уточнить особенности внешнего вида насекомых, их образе жизни, защите от врагов. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения. Воспитывать бережное отношение к живому, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать навыки исследовательской деятельности. Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой
Ожидаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно различать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы проекта
Организационный этап:
1. Сбор и систематизация информации:
-рассматривание иллюстраций, книг;
-организация выставки книг по насекомым;
-беседы «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые», «О бережном отношении к насекомым»; «Шестиногие малыши», «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Какое летающее насекомое тебе больше нравится».
-ситуативные разговоры: «Кто же такие хищные насекомые», «Какую пользу и вред приносят насекомые - людям, лесу?».
2. Творческая деятельность детей:
-создание творческих работ по теме.
3. Взаимодействие с родителями:
-проведение бесед, консультаций;
-совместная деятельность детей и родителей ;
Продуктивный этап:
Система непосредственно образовательной деятельности содержала:
Серию бесед: «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые», «О бережном отношении к насекомым»; «Какое летающее насекомое твоё любимое».
Продуктивная творческая деятельность.
В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:
1. Развитие речи:
-чтение художественных произведений детских писателей;
-дидактические игры, речь с движением развивающая игра «Муравей», «Бабочка»;
-пальчиковая гимнастика «Жук», «Насекомые»;
-загадывание загадок;
составление описательных рассказов.
рассматривание иллюстраций.
2. Творческая деятельность:
-выставка детских книг «Насекомые»;
-рисование «Бабочки»;
-аппликация «Божья коровка»;
-самостоятельная деятельность в центре художественного творчества (трафареты, раскраски, штампы-печати.);
-выставка совместных работ детей и родителей (поделки из природного материала).
3. Игровая деятельность:
-дидактические игры: «Скажи ласково»; «Угадай, что лишнее?»; «Один - много»; «Кому что?»; «Узнай по описанию»; «Закончи предложение»; «Жук»; «На лугу»;
сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Приключение в лесу», «Книжный магазин»;
Подвижные игры: «Бабочки», «Поймай комара».
4. Формы взаимодействия с семьей:
-консультации для родителей «Если ребенок боится насекомых», «Укусы насекомых»;
-совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и подбору материала на тему насекомые;
-совместное творчество родителей с детьми поделки из природного материала «Такие разные насекомые»;
-пальчиковые игры на тему «Насекомые»;
-размещение материалов в родительских уголках на тему «Насекомые».
Презентативный (Заключительный) этап:
-выставка совместных работ детей и взрослых поделки из природного материала на тему «Такие разные насекомые»;
-альбомы с фотографиями, иллюстрации познавательного материала по теме «Насекомые»;
-выставка детских книг, открыток «Насекомые»;
-драматизация сказки «Под грибом».
Заключение:
За время проекта дети познакомились с разнообразием насекомых, некоторые неприметные, другие имеют яркую окраску. Детям было очень интересно наблюдать за ними.
Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в ДОУ. Способствует развитию речевой, познавательной - поисковой и творческой активности, нравственному воспитанию.
Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Приложение:
литературные произведения: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.
Ход игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!».Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его.
Подвижная игра «Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Ход игры: Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
Пальчиковые игры:
«Жук»
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Загадки:
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? – … (Муха)
Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза,
Зовут – … (Стрекоза)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (Пчела)
Над нами вверх ногами медведь с рогами.
Бежит бык о шести ног; сам без копыт, ходит – не стучит. (Таракан)
Полосаты, как матросы,
Злые маленькие… (Осы).
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Список литературы: Емельянова Е. Л. Расскажите детям о насекомых. Для занятий в детском саду и дома для детей3-7 лет, Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003, Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (младшая группа, М., 2014 г., Интернет-ресурсы.