Папки-передвижки

Практические занятия психолога по обучению дошкольников навыкам общения

Тамара Марьина
Практические занятия психолога по обучению дошкольников навыкам общения

Старшая и подготовительные группы.

Занятие «Сказочная страна».

Цель: формировать дружественное, доверительное отношение к сверстнику.

Задачи:

создать атмосферу доверия и приятия;

обучать совместной импровизации;

обучать приёмам релаксации, снятию мышечных зажимов;

развивать воображение, речь, мелкую моторику.

Материал: лист ватмана, фломастеры, музыка в записи.

Вводная часть.

Звучит спокойная музыка.

Публикация «Практические занятия психолога по обучению дошкольников навыкам общения» размещена в разделах

Педагог-психолог. Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмёмся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня он примет своё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу, но уже слева (можно дотронутся до ладони ребёнка, до плеча).

Дети выполняют.

Педагог-психолог. Сейчас выполним игровое упражнение «Связующая нить». У меня в руке клубочек, мы будем его передавать друг другу так, чтобы он постепенно разматывался. При этом говоря: «Я очень рада (рад, что, например, Саша в группе есть», - и передаю клубочек Саше. Саша, в свою очередь, берётся за ниточку, разматывает от клубочка, а сам клубочек передаёт следующему…например, Ване, со словами: «Я очень рад, что Ваня в группе есть» и т. д. обо всех детях. Пройдя круг, клубочек вернулся ко мне. Теперь мы вместе поднимем руки вверх, одновременно натянем ниточку, вот какой получился круг.

Дети выполняют.

Педагог-психолог. Ребята, а вы любите участвовать в сценках, сказках, спектаклях?

Ответы детей.

Основная часть.

Педагог-психолог. Представьте себе, что мы попали в театр, где есть всё : сцена, актёры и зрители. Выберем место для сцены. Кто хочет побыть артистом? С помощью платка, а также различных движений и выражения лица (мимики) изобразите: бабочку, спешащую укрыться от дождя; принцессу на балу; волшебника (доброго и злого); бабушку; отважного воина; Царевну Несмеяну и др.

Дети выполняют.

Педагог-психолог. У вас прекрасно всё получилось! Ребята, а вы любите сказки? Назовите мне ваших любимых сказочных героев.

Дети отвечают.

Педагог-психолог. Сказочная страна… В ней живут сказочные герои. Давайте и мы создадим свою сказочную страну. В ней могут жить самые разные герои. В этой стране могут быть реки и моря, непроходимые леса и цветущие сады, сверкающие дворцы и домики простых жителей. Давайте выполним упражнение «Придуманная страна». Устройтесь по удобнее. Спокойное дыхание… Раз, два, три… Вдох-выдох… Вам хорошо и спокойно. А сейчас каждый из вас сможет побывать в самом лучшем и прекрасном месте на земле. Как? А вы представьте какое-то чудесное место. Что вы видите? Это может быть река или маленькое озеро, берег моря или подножие горы, сад или поле, дворец или небольшой домик. Это единственное место, где вы можете делать всё, что вам захочется. Ощутите его прелесть. В этой стране, конечно, есть жители, живут там и звери, и птицы, растут цветы, там густая и мягкая трава, красивые деревья, реки и озёра, журчат ручейки. Какие звуки вы слышите, какие запахи вы чувствуете?

Вы видите чистый берег и воду. Послушайте шум волн… Ощутите приятную свежесть морской воды. Ты – житель этой Сказочной страны. Вдалеке виднеются небольшие домики и прекрасный дворец. Чей это дворец? Ты – сказочный герой этой страны. Как ты выглядишь? Во что одет? Что делаешь? Кто ты? Что ещё видишь? Но обо всём этом расскажите чуть позже, когда откроете глаза. Кто находится рядом с тобой? Что делает? Какое у тебя настроение?. Но пора возвращаться домой. Раз, два, три. Откройте глаза.

Организуется беседа. Задаются необычные творческие вопросы. Выясняется, каким сказочным героем представлял себя каждый.

Педагог-психолог. А теперь нарисуйте себя и свою Сказочную страну.

Детям предлагаются фломастеры, лист бумаги. Дети рисуют сказочную страну и себя в образе сказочного героя. Педагог-психолог наблюдает, где расположился ребёнок, между кем и кем из детей ( отгороженность: есть- нет, величина, объём отдельного рисунка, выбор цвета, дополнительные детали и др.

Когда рисунок уже завершён, слышится мелодичный звон колокольчика. Неожиданно появляется Фея (это очень нарядная кукла; атрибуты: шлейф, волшебная палочка, может быть маленькая корона). Фею озвучивает педагог-психолог.

Фея. Здравствуйте, друзья! Я Фея этой волшебной, вновь созданной Сказочной страны. Спасибо вам за неё.

Фея знакомится с детьми, рассматривает рисунок Сказочной страны, предлагает превратиться в тех сказочных героев, в которых они недавно превращались и каких нарисовали.

Фея.

Глаза закрыты,

Все неприятности забыты…

В страну чудес и добрых фей мы собираемся

И в сказочных героев превращаемся!

Волшебница Фея дотрагивается до каждого ребёнка своей волшебной палочкой. Раз, два, три!

Фея. Вы сказочные герои. Представьтесь. Пройдите, как сказочный герой.

Под музыку дети выполняют танец сказочных героев.

Педагог-психолог. Фея говорит, что ей уже пора возвращаться в сказку! Чудеса кончаются. Раз, два, три! Ты снова Оля, Саша… Она ждёт ребят следующий раз у себя в гостях.

Фея исчезает.

Занятие «Путешествие по сказкам».

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

развивать чувства общности и принадлежности к группе, способность к согласованному взаимодействию;

обучать умению распознавать, описывать и передавать чувства свои и других;

развивать творческие способности и воображение;

адекватно выражать свои эмоции.

Материалы: «Магический шар» - пластмассовый шарик с огранкой, музыка, шкатулка с игрушками из киндер-сюрприза пакетики с цветными фишками, моточки цветных ниток – пряжи, небольшое покрывало, карточки с изображением сказочных героев.

Вводная часть.

Педагог-психолог. Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся друг с другом, передавая по кругу «магический шар». Посмотрите на него: как красиво отражается свет на его гранях. Передавайте его по кругу с добрыми пожеланиями.

Основная часть.

Звенит колокольчик, появляется Фея (красивая кукла, её озвучивает педагог-психолог, приглашает детей в Сказочную страну.

Фея. Я рада всех видеть. Приглашаю вас в сказочное путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Дети произносят хором.

Фея. Сегодня, чтобы попасть в сказку, нам нужно будет взять «магический шар» и представить самое прекрасное и красивое место на Земле.

Дети передают «Магический шар» по кругу.

Фея. Представьте себе самое прекрасное место на Земле. У каждого – оно своё. Кто-то представит берег моря, кто-то сказочный дворец.

Звучит тихая музыка. Дети занимают удобную позу, закрывают глаза. Ребята спокойно слушают музыку.

Фея. Закройте глаза. Раз, два, три… Спокойно и медленно: вдох-выдох. Мы переносимся в Сказочную страну.

Включается музыка другого характера: резкая, зловещая (Баба Яга).

Педагог-психолог с помощью различных предметов старается создать страшную обстановку: шуршит новогодним дождиком, бумагой, дотрагивается до руки ребёнка мокрой тряпочкой, затем пёрышком и т. д.

Всё это создаёт острую обстановку, и в тоже время детям это очень нравится: они «повизгивают», смеются. Но правило глаза не открывать.

Фея. Злая волшебница хочет нас запугать, не хочет пускать в сказочную страну. Мы должны дать ей отпор.

Выполняется упражнение «Подушки». Детям подбрасываются на стопы подушки и они, сидя на коврике, их перебрасывают дальше. Желательно всё ещё с закрытыми глазами.

Фея. Молодцы! Вы смелые ребята! А теперь откроем глаза, встанем на сказочную «меняющуюся» дорожку за… (называет имя ребёнка) в путь.

Упражнение «Меняющаяся дорожка».

Фея. Мы идём по лесу, по узенькой дорожке (шнуру, а теперь вышли к реке… Идём вдоль берега по тёплому песочку… Поднимаемся на пригорок (скамейка, перепрыгнем через ручеёк, переступим через кочки… А сейчас мы с вами на опушке леса, подходим к какому-то домику. Кто же здесь живёт. Давайте отгадаем загадку:

Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадай-ка, без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети. Три медведя.

Рассматривание иллюстрации к сказке. Дети встречают три медведя: это могут быть мягкие игрушки или бумажные куклы-медведи.

Дети по очереди изображают трёх медведей. Затем «медведи» на память дарят другим ребятам моточек цветной пряжи.

Дети встают на быстро «меняющуюся дорожку» и продолжают путешествие.

Фея. Мы идём по лесу… А нам на встречу… Угадайте кто?

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он, сам того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь:

Название этой сказки…

Дети. «Маша и медведь».

Фея. Так с кем же мы повстречались?

Дети. С Машей и медведем.

Проигрывание ситуации: «Маша» (кукла) на память дарит детям моточек цветной пряжи.

Фея. Путешествие продолжается! И вновь загадка!

Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унёс братишку? Назовите книжку.

Дети. «Гуси-лебеди».

Фея. Скажите, какая была сестрица у Ванюши. (Ответы детей). Почему, его смогли украсть гуси-лебеди? (Ответы детей). Как, искала сестрица своего братика? (Ответы детей). Как ей удалось убежать от Бабы Яги? (Ответы детей). Изменилась ли сестрица потом? (Ответы детей).

Затем герои сказки передают моточек цветной пряжи.

Фея. Снова в дорогу, продолжаем путешествие по Сказочной стране.

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Стал мигом красивою и пригожей?

Дети. Царевна-лягушка.

Фея. Правильно. А теперь упражнение «Принц принцесса».

Дети садятся с закрытыми глазами на стульчиках в кругу, «принц» - вне круга. В центре под покрывало положена игрушка-лягушка. Дети закрывают глаза, тогда «принц» тихо дотрагивается пёрышком до руки какой-нибудь девочки, та открывает глаза, и её накрывают покрывалом. «Принц» начинает движение: идёт и в произвольном порядке дотрагивается до плеч ребят. Те из них, кто почувствует прикосновение, открывают глаза и идут за принцем.

«Принц» выбирает себе подданных, дети- его свита, его приближённые. Все идут за ним важно и торжественно до тех пор, пока в свите не окажутся все дети. Тогда все останавливаются, встают в круг и кланяются «принцу», девочки делают реверанс. Торжественный момент! Отгадайте: кто же «принцесса»? Дети называют, покрывало поднимается…а там «принцесса»!

Все встают в круг, внутри круга – «принц» и «принцесса». Они берутся за руки и танцуют. Игра повторяется несколько раз с другими «принцами» и «принцессами».

Герои сказки дарят детям на память моточек цветной пряжи.

Фея. Снова в путь по Сказочной стране…

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, что бы в дом войти?

Кто же эта девочка, кто же этот зверь?

На вопросы эти отвечай теперь.

Дети. Красная шапочка и волк.

Проигрывание ситуации: встреча Красной Шапочки и Серого волка. Герои сказки дарят на память моточек цветной пряжи.

Фея. Молодцы!

Ураганный ветер домик подхватил,

Он девочку с собачкой в сказку уносил.

Кто же повстречается на её пути?

Как же им к Волшебнику вместе всем дойти?

Приключений много пришлось им пережить,

Научились крепко дружбой дорожить.

Существа волшебные,

Желания заветные…

Трое преданных друзей,

Назови ты их скорей. (Ответы детей).

Фея. Что это за сказка? Как звали главных героев этой сказки? (Ответы детей) Ребята, помните, как по дороге в Изумрудный Город путешественникам повстречалось маковое поле? Что произошло? (Ответы детей).

Проигрывание ситуации: «сон» героев на маковом поле.

Фея. А теперь упражнение «Маковое поле» (игра на преодоление и достижения успеха). Мы путешествуем по Сказочной стране, раз, два, три – превращения!

Дети по очереди превращаются в сказочных героев: Элли, Смелого Льва, пёсика Тотошку, т. е. в тех, кто может заснуть волшебным сном на маковом поле. Их нужно спасти, вынести оттуда. Используется прочное детское покрывало. Кто-то «спит» на покрывале, а остальные переносятся (тянут за два конца) героя в определённое место.

Герои сказки дарят детям моточек цветной пряжи.

Фея. Наше путешествие подошло к концу. Сколько разноцветных нитей вам подарили! Это не простые нити – они обладают магической силой. Сейчас мы с вами сплетём волшебный холст.

Ниточка, ниточка - переплетись!

Холст волшебный, сказочный – появись!

Дети берут по моточку цветных нитей, обматывают ладошку и затем передают другому под медленную, спокойную и плавную мелодию. Должно получиться «полотно» из переплетения цветных нитей.

Фея. Это полотно волшебное. Сейчас можно загадать желание, и оно исполнится: нужно только очень-очень захотеть и приложить старание.

Заключительная часть.

Звучит колокольчик.

Фея. Вы снова стали детьми. До свидания, Таня, Максим, Света…

Фея прощается с детьми и ждёт их в гости в следующий раз.

Педагог-психолог. Я очень рада за вас, что вы преодолели все препятствия. Но время наше закончилось, пора покидать Сказочную страну. Осторожно снимите нити с ваших рук, положите на ковёр. «Магический шар» поможет нам вернуться домой! Закройте глаза. Раз, два, три! Мы здесь в этой игровой комнате. Откройте глаза. А теперь, чтобы выйти из сказки, мы должны пройти в волшебные воротики с подвесными колокольчиками. При этом необходимо взять один цветной лепесток и положить его в центр круга таким образом, чтобы получился цветок.

Публикации по теме:

«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы «Радость общения с красотой» консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы Природа своим разнообразием,красочностью.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Групповые занятия педагога-психолога по арттерапии «На облаке общения».Групповые занятия педагога-психолога по арттерапии «На облаке общения». Лето – это единственное время года, когда можно загорать и купаться. Можно много времени проводить на улице, не то, что зимой. А летние.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников» В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.

Проект на тему «Формирование культуры поведения и общения дошкольников» ПРОЕКТ на тему " Формирование культуры поведения и общения дошкольников " Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых.

Проект «Формирование культуры поведения и общения дошкольников» ПРОЕКТ на тему " Формирование культуры поведения и общения дошкольников " Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Воспитание культуры общения у старших дошкольников Оглавление Введение….….3 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного.

Воспитание культуры поведения и общения у младших дошкольников Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания Понятие культуры поведения дошкольника можно определить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические занятия психолога по обучению дошкольников навыкам общения
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 10:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД