МААМ-картинки

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»

Марина Крайчикова
Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»

Профилактика речевых нарушений через игры с песком

Марина Крайчикова

Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам и воспитателям

Публикация «Практикум для воспитателей „Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократное повторение одного и того же материала утомляют как ребенка, так и взрослого. А от повторений никуда не деться – нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-,смехо-, игро-воско-, и др.)Но мне хочется остановиться на том, который на мой взгляд являются наиболее целесообразными и эффективными в автоматизации звукопроизношения: Это песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Хочу поделиться с Вами о методике песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.

С литературой по песочной терапии я знакома с 2013 года. Работая с психологом в одном кабинете, решила попробовать на своей практике ее, что дало невероятно высокие результаты и заинтересованность у детей

На занятиях песочной терапии можно автоматизировать звуки

-Проводим по песку пальцем и проговариваем: р-р-р или любой другой звук. Набрав в руку песок, произносит звук С, насыпая горку.

Находя в песке игрушки от киндер-сюрприза, ребенок называет с какого звука начинаются, четко проговаривая его

«Сильный мотор» - проводя глубокую дорожку по песку указательным пальцем и произнося «р-р-р»

«Слабый мотор» - проводя мизинцем слабую дорожку и произнося «рь-рь»

Дифференцировать звуки

-Проводя пальцем волнообразную линию или выкладывая цветные камушки, произносим ша-жа

Корректировать нарушения слоговой структуры

-Ребенок вертикальными полосками на песке делит заданное слово на слоги

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Отрабатывать чистоговорки

-Выкладывая камушки в ряд, в определенной цветовой гамме, определяющей звук, проговаривать - са-са-са, у Сони красивая коса

Отрабатывать артикуляционную гимнастику

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ладонью хлопаем по песку, губами шлепаем одновременно по высунутому языку и произносим п-п-п- или пя-пя-пя

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Развивать фонематический слух

-Ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке или выложить из камушек или ракушек

-Ребенок в песке находит буквы и складывает из них слово

Совершенствовать пространственную ориентировку

-Ребенку предлагается найти в правом верхнем углу игрушку, правильно назвать ее, проговаривая звук и назвать местоположение звука.

Связной речи

-Находя в песке игрушки, ребенок должен с ними составить небольшой рассказ

Цветовую гамму (используя цветной песок)

-Красным песком в левом нижнем углу нужно написать букву «А»

Развивать лексико-грамматический строй речи

- «ЧЕГО НЕ СТАЛО» -

Для закрепления существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

-«Скажи какой?»

Ребенок находит в песке игрушки и описывает их прилагательными.

(лимон - желтый, кислый; тарелка - круглая, пластмассовая)

Отрабатывать видовую классификацию предметов

- Нужно найти в песке игрушки и сказать, как их можно назвать одним словом.

Песочная терапия развивает тактильную чувствительность, как основу «ручного интеллекта», совершенствует внимание, память, диафрагмальное дыхание, мышление, моторику и речь, что для нас является очень важным в работе.

Заключение

Опыт моей работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

2. Ребенок чувствует себя более успешным.

3. На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочная терапия дает положительное эмоциональное состояние детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.

Прикреплённые файлы:

prez-obobsch_eg6fp.pptx | 10819,12 Кб
 
Публикации по теме:

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников " Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников" Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного.

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

«Новогодний праздник». План-конспект НОД «Дидактическая игра — средство коррекции речевых нарушений» Выполнила Черняева И. В., учитель – логопед высшей квалификационной категории 1. Орг. момент Игры с шариком «Су –Джок» («Зимние забавы», «Снежок»,.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 16:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД