Спиридонова Наталья
Предметно-развивающая среда в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе» размещена в разделах
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении:
• Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.
• Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.
• В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно – развивающей среды детского сада.
Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику?
• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
• Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображении. Познанного.
• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю?
• Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
• Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
• Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразнее приемы, методы и формы организации образовательного процесса в специально сконструированной предметно - развивающей среде.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
• Сконструировать и наполнить предметно – развивающую среду соответствующим содержанием;
• Обеспечить эффективность использования предметно - развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
Ожидаемый результат: гармонично развитая, творчески активная личность ребенка дошкольного возраста.
Концептуальные основы построения предметно – развивающей среды в детском саду
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования дошкольника. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно – развивающей среды детского сада.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать определенные условия. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
• Иметь привлекательный вид;
• Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• Снимать утомляемость;
• Положительно влиять на эмоциональное состояние;
• Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Нормативно – правовой базой к отбору оборудования, учебно – методических и игровых материалов являются:
• Концепция дошкольного воспитания (1989 г.).
• Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.).
• Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «о психолого –педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
• Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2012 г.
• Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.
• Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000г).
• Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Показатели оценки развивающей среды :
• Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
• Отсутствие конфликтов среди детей;
• Наличие продуктов детской деятельности;
• Динамика развития ребенка;
• Невысокий уровень шума.
При составлении предметно - развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.
Психолого – педагогические – гендерный подход; приоритетное направление образовательной деятельности педагогов группы; интересы склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.
Ведущие характеристики предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это создает чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материал, разнообразные бытовые предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.
Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).
Функциональность предметной среды, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполнять развивающую функцию.
Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:
• информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
• вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
• полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
• педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу :
• Возраст дошкольников;
• Уровень их развития;
• Склонности, способности, интересы;
• Гендерный состав;
• Личностные особенности.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно – педагогическом и проектно – дизайнерском уровнях.
Концептуальная модель предметно – развивающей среды
Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.
Предметно – развивающая среда
Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности
• Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,
• Учебно – методические пособия, используемые воспитателями в процессе обучения,
• Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности Временные изменения предметного содержания
• Для стимулирования детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка Организация пространства
• Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)
Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо использовать:
• Научные положения исследователей в этой области;
• Базовые компоненты предметно – развивающей среды;
• Параметры организации образовательного процесса;
• Имеющееся пространство;
• Время года;
• Предметное и социальное окружение дошкольников.
Модель предметно – развивающей среды учитывает :
• Основные направления деятельности (физической, художественно – эстетической, познавательно – речевой и социально –личностной).
• Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.
• Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются : тип ДОУ, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн- студия, культурные ландшафты).
• Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7 лет, включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
• Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.
Примерная модель вариативности предметно – развивающей среды
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В. А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В качестве центров развития могут быть:
• Уголок для ролевых игр;
• Книжный уголок;
• Зона для настольно –печатных игр;
• Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
• Уголок природы (наблюдений за природой);
• Спортивный уголок;
• Уголок для экспериментальной деятельности;
• Игровой уголок (для игр со строительным материалом)
• Уголок для мальчиков;
• Уголок для девочек;
• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.
• Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития детей:
Направление развития Оснащение
Физическое развитие.
Охрана жизни и укрепления здоровья Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.
Уголок Айболита
Познавательно – речевое развитие Учебная зона
Уголки экспериментирования
Уголки книги
Зоны конструирования
Уголки природы
Мини - музеи
Зона настольно –печатных игр
Художественно – эстетическое развитие Уголки ИЗО
Музыкальные уголки
Уголок для ролевых игр
Уголки ручного труда
Социально- личностное развитие Уголки природы
Уголки безопасности
Уголки мальчиков и девочек
Уголок дл ролевых игр
Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда :
• Инициирует познавательную и творческую активность детей;
• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
• Безопасна и комфортна;
• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» :
• Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
• Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
• Совсем незнакомые предметы и материалы.