Папки-передвижки

Реализация личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Наталья Юхименко
Реализация личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из, наиболее, актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности (основа уровня возрастного и индивидуального развития дошкольников) воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно - ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Методологическую основу личностно-ориентированной технологии художественно-творческого развития составили следующие труды:

идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);

положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.).

Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Рыданова, Т. С. Комарова, Т. К. Васильева) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Для успешного художественно – творческого развития нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики дошкольника на разных уровнях его развития.

Вся система художественно-эстетического воспитания в условиях реализации ФГОС нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.

Основная цель педагогического коллектива нашего Бюджетного учреждения - создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;

создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;

использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

Обновление содержания образования

Бюджетное учреждение работает по образовательной программе детского сада составленной на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Васильевой. В сочетании с данной программой используются дополнительно парциальные программы по художественно-эстетическому развитию:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

«Изобразительная деятельность в детском саду» - Комарова Т. С.

«Цветные ладошки» - Лыкова И. А.

«Музыкальные шедевры» - О. П. Радынова.

«Программа эстетического воспитания дошкольников» - Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Создание условий для художественно-эстетического воспитания

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в нашем Бюджетном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные центры, центры продуктивного творчества с разнообразным материалом, пособиями. Благодаря нашим родителям, группы оформлены ярко и красочно.

Для занятий музыкой имеется музыкальный зал с интерактивной доской, что позволяет более эффективно проводить образовательную деятельность по всем образовательным областям ФГОС. У детей повысился интерес к знаниям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков детей и родителей, поделок из природного и бросового материала. Благодаря активности наших родителей и творческому подходу педагогов проходили такие выставки:

«Страна Без Опасности» - выставка поделок по ПДД из бросового материала.

«Золотые руки моей мамы» - работы наших мам.

«Чудеса из макарон»

«Пушкинские дни» - выставка работ, посвященная 250-летю А. С. Пушкина.

«Герб моей семьи» - эта выставка уже стала традицией, проводим ее второй год к празднику «День семьи, любви и верности».

«Осень золотая» - выставка осенних работ.

«Нашествие Дедов Морозов».

«КосмоЛего» - выставка моделей космических аппаратов.

Выставки, посвященные Великой Отечественной Войне.

В холле детского сада создаются тематические фотозоны: «Зимняя сказка», «Масленица», «АБВГДейка» (к 1 сентября, «День мамочки», «А нам – 55!» (юбилей детского сада, «Черно-белое королевство» (фотозона на улице к проекту по шашкам, «Один день из жизни викингов» (фотозона на улице, посвященная скандинавской ходьбе, «Кафе «Пикничок» (уютное кафе и фотозона в летнем варианте, «Островок» (фотозона к 1 июня, «Чаепитие у чеширского кота» (фотозона, посвященная году театра, а, также фотозоны, посвященные ВОВ (в 2018 году была землянка, в 2019 году посвященная битве за Севастополь).

В Бюджетном учреждении имеется комната русского быта, которая готова к использованию в театральной деятельности. Оснащена комната предметами обихода и домашней утварью. Проведен интернет и установлен телевизор для большей эффективности непосредственной образовательной деятельности, которую педагог выстраивает с учетом образовательной программы Бюджетного учреждения и возрастных особенностей дошкольников. Мной сделана маленькая копия русской избы, в игре с которой дошкольники знакомятся с русским бытом.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и, конечно же, родителей воспитанников Бюджетного учреждения. Каждый сотрудник нашего детского сада берет на себя определенные функциональные обязанности в подготовке выставки, оформлении фотозоны. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству, личностному росту.

Организация образовательного процесса

В Бюджетном учреждении система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Ребята с большим удовольствием посещают с экскурсией МБОУ Большевяземскую гимназию и библиотеку. Сотрудники библиотеки тоже частые гости в нашем детском саду.

Наша многолетняя дружба с театром «Вдохновение» под руководством Т. В. Кофтиной тоже дает свои положительные результаты. Актеры театра приходят к нам со своим спектаклями, а мы с детьми старшего дошкольного возраста часто бываем на их премьерах.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через различные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Нашим воспитанникам нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, показывать сказки малышам, организовывать различные мастерские, где занимались рукоделием, изготовлением кукол, поделок.

Такая организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в дополнительном образовании.

Дополнительное образование реализуется через работу объединений художественно - эстетической направленности - «Радуга красок», «Звуки музыки», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель данных объединений - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников Бюджетного учреждения.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строится на вовлечении семьи в образовательный процесс, организованный Бюджетным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

На базе нашего детского сада проходили замечательные мастер-классы, где родители (законные представители) наших воспитанников стали самыми активными участниками:

Новогодние спектакли (папы взяли на себя роль Дедов Морозов).

Праздник «8 марта» (фокусник).

Проект «Шуточная мода».

Досуг «День семьи, любви и верности».

Досуг «День любимой мамочки!».

Мастер – класс «Бумаге – вторая жизнь».

Мастер - класс «Изготовление куклы Масленицы».

Такое использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Реализация личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом развитии детей - это не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива нашего детского сада и родителей. Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы Бюджетного учреждения по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив Бюджетного учреждения сотрудничает с МБОУ Большевяземская гимназия и школа искусств, Театр танца «Волшебный мир танцев», Храм Преображения городского

поселения Большие Вяземы, Государственный историко-литературный музей – заповедник им. А. С. Пушкина, Большевяземская библиотека. Проводятся взаимопосещения, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества.

Принцип личностно - ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с

учетом главной цели воспитания.

Индивидуально - личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, а ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания.

Подводя итоги моей работы, направленной на развитие художественно-эстетическое развитие через реализацию личностно-ориентированных технологий можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом.

- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.

Заключение

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости, активно способствует их личностному росту.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2025 в 21:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхименко (УИ 60214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 мая 2025 понедельник
20 мая 2025 вторник
Всероссийская акция наблюдения за соловьями! (ежегодно в конце мая)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных