Светлана Суркова
Применение здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с ОНР (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение здоровьесберегающих технологий в системе
логопедического сопровождения детей с ОНР».
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Здоровье человека является первостепенной проблемой современного общества. По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Исследованиями учёных установлено, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с ОНР (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
У дошкольников с речевым недоразвитием имеются проблемы с развитием двигательной сферы, высших психических функций. В связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Все сказанное определяет актуальность темы настоящего проекта.
Основная идея опыта.
Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии и методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Целью моей работы является :
Использование в работе с детьми здоровьесберегающих мероприятий, способствующих личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.
В соответствии с целью, определила задачи:
• создать в ДОУ предметно-пространственную среду для формирования коммуникативных умений и навыков;
• воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
• способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей с ОНР в русле развивающей педагогики оздоровления;
• содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
• повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников с ОНР;
При решении поставленных задач, я основываюсь на принципах:
- принцип доступности и индивидуальности – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
- принцип постепенного усложнения заключается в постановке перед ребенком более трудных заданий и их выполнения;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;
- принцип единства с семьей.
Гипотеза: развитие здоровьесберегающих технологий будет формироваться более эффективно при использовании инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОНР.
Теоретическая база опыта.
По определению Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
По мнению В. Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
О. В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В. А. Деркунская предлагает классификацию здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:
- медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);
- валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).
Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. По мнению В. И. Ковалько, здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Цель таких технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.
Л. Волошина определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений заложены следующие задачи:
• формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
• конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
• обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Новизна опыта. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Технология опыта.
Прежде чем приступить к работе, составила план:
• Изучить проблемы в научно-методической литературе, передового педагогического опыта (Л. А. Венгер, Т. М. Доронова и др.)
• Внедрить и адаптировать технологии к условиям работы с детьми с ОНР в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями.
• Разработать систему работы с педагогами и родителями (организация консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, рекомендаций и т. д.)
• Обобщить и распространить педагогический опыт для педагогов ДОУ.
• Подготовить публикации для печати по данной проблеме.
Изучив материалы по вопросу здоровьесбережения, выделила для себя различные формы данных технологий, которые условно можно разделить на 3 категории:
1. коррекционные технологии;
2. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
3. технологии обучения здоровому образу жизни.
В качестве эффективных средств коррекции, способствующих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей использую следующие оздоровительные приемы :
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Развитие мелкой моторики.
Массаж и самомассаж.
Развитие общей моторики.
Биоэнергопластика.
Гимнастика для глаз.
Су-джок терапия.
Игры и упражнения на развитие высших психических функций.
Каждое коррекционно-развивающее занятие строю с учетом психических нарушений в развитии детей, их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий. На логопедических занятиях применяю различные приемы. Прежде всего насыщаю занятие разнообразными по содержанию и форме видами деятельности, соблюдаю их оптимальную продолжительность и смену. Придерживаюсь принципа педагогики - принципа наглядности, обязывающего строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Разнообразие видов работы, применение современных средств наглядности (в том числе информационно-коммуникационных) способствуют поддержанию интереса к работе, устойчивого внимания, сохранению высокой работоспособности, что позволяет не только повысить эффективность коррекции, но и сохранить здоровье обучающихся.
В системе своих занятий реализую основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, развитие и обучение.
Схема построения моих занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
- в организационный момент включаю релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику,
- в ходе занятий предусматриваю использование мимических, голосовых, дыхательных и физических упражнений;
- на каждом занятии веду работу над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- предусматриваю задания на коррекцию психофизических функций. ;
- даю задания на словотворчество детей;
- включаю динамические паузы и физминутки, которые несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия.
Оптимальное сочетание методов и приемов помогает мне обеспечить успешную реализацию здоровьесберегающих технологий на разных этапах занятия. Первый этап занятия – организационный. Цель данного этапа – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию. В организационные моменты включаю релаксационные и мимические упражнения.
Психологический настрой «Шар дружбы» : - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получился «шар дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения!
Занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Зеленеют луга, в небе радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: всех зовет купаться… (лето)» Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [п] и [п’]» : «Дети, вы помните мультфильм «Простоквашино»? Каким был Почтальон Печкин? Сейчас мы станем его изображать. (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого почтальона Печкина). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают жадных, хитрых и голодных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Одним из следующих этапов логопедического занятия - работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которую провожу в форме артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики (подбираем движение руки под артикуляционное упражнение). При отборе материала соблюдаю важную последовательность, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их эмоционально, в игровой форме.
Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физкультминутки – это:
• снятие усталости и напряжения;
• эмоциональный заряд;
• выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
• совершенствование общей моторики;
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас корригируются недостатки речи,.
На заключительном этапе занятия подвожу итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций.
С целью активизации, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развития творческих способностей детей, создала соответствующую предметно-развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр артикуляционной и пальчиковой гимнастики, театрализованный уголок, уголок Су-джок терапии, дыхательной гимнастики.
Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с ОНР был представлен на методическом объединении учителей-логопедов Рузаевского муниципального района, педагогическом совете ДОУ. Проведен семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе».
В работе с родителями своих воспитанников по проблеме, использую активные формы: Дни открытых дверей, круглый стол. Подготовила и провела консультацию для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье». Была оформлена папка-передвижка на тему «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Оказываю консультативную помощь родителям; разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций; комплекс заданий и упражнений для домашних занятий.
На мой взгляд, такие формы работы помогают включить родителей в педагогический процесс. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.
Анализ результативности опыта.
Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Результативность и эффективность педагогического опыта определены
следующими результатами:
Рузультаты Количество
Начало года Конец года
Высокий уровень 0 20-60 %
Средний уровень 25-70% 5-40%
Низкий уровень 5-35% 0
В отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной работы по речевому развитию детей с применением здоровьесберегающих технологий;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Трудоемкость опыта.
Проводимая мною работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Такие занятия позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу ненавязчивой, интересной, естественной, а главное – более продуктивной.
Таким образом, пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, более углубленно изучать коррекционно-логопедическую работу с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Этот опыт рекомендовано использовать:
1. Начинающим логопедам.
2. Воспитателям дошкольных учреждений.
3. Родителям воспитанников.
Список использованной литературы.
1. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации «Вестник образования» № 24, 2013. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М. ,2005.
3. Водовозова Н. Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением// Логопед. 2009.№2. С44-48.
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Дьяченко Л. Релаксация в «Гнездышке»//Школьный психолог. 2005.№11. С 25-30.
6. Жукова С. Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками // Логопед. 2008.№3. С 53-60.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. :Сфера, 2003.
8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии :1-4 классы. -М. :ВАКО, 2004.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М. : ГНОМиД, 2004.
10. Лапп Е. А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда// Логопед в детском саду. 2008. №8. С 17-29.
11. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии).; Учебное пособие. – СПб «СОЮЗ», 2001.
12. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ : модели программ, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2009.
13. Призвание – педагог: сборник передового педагогического опыта. – Поронайск, 2008.
14. Соковых С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики // Логопед. 2009. №3. С. 63-67.
15. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. :1990.