Папки-передвижки

Преемственность в образовании: от дошкольника к выпускнику

Соколова Людмила
Преемственность в образовании: от дошкольника к выпускнику

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

Василий Александрович Сухомлинский

В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. подчеркивается, что приоритетной задачей системы образования является непрерывность образования в течение всей жизни человека, которая в свою очередь обеспечивается преемственностью различных уровней и ступеней образования. Для реализации этой задачи государство призвано обеспечить решение целого комплекса проблем, что постепенно воплощается в федеральных государственных стандартах образования, уровневой дифференциации областей и ступеней образовательной системы и т. п.

Публикация «Преемственность в образовании: от дошкольника к выпускнику» размещена в разделах

С философской точки зрения, преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

В педагогике преемственность рассматривается как методологическая позиция, важнейшее условие развития педагогической науки и организации продуктивной педагогической деятельности, как один из главных принципов обучения, воспитания и развития воспитанников, обеспечения системы непрерывного образования, мастерства и творчества педагогов.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы особенно в аспекте непрерывного образования относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России.

Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. И, хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми.

Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагога – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком.

Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Дошкольная ступень – сохраняет само ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.

Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы – это результат педагогического труда учителей и внимания родителей.

В МОУ «Захаровская СОШ № 2» работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами;

• работа с детьми;

• работа с родителями.

Формы осуществления преемственности :

1 . Методическая работа с педагогами:

- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

- взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

2. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• Организация адаптационных занятий с детьми в «Школе будущего первоклассника».

3. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами ДОУ и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- семейные вечера, тематические досуги;

- Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Лично меня, как учителя начальных классов, тревожит момент перехода учеников из начальной школы на следующую ступень образования. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера, на мой взгляд, одна из основных задач.

Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, в нашей школе, в течение нескольких лет, педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. За годы работы сложились определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов.

Учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя - предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.

Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. На первых порах регулярно проводятся мини педсоветы, на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников.

Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родители принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации. Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода из начального звена в основное безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.

Все уровни образования связаны между собой последовательной, цепной, непрерывной связью.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное - мы вырастим образованного и достойного человека.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Закладка для книг в подарок выпускнику»Фотоотчет «Закладка для книг в подарок выпускнику» Не секрет, что книга – лучший подарок. Ведь она может рассказать обо всем на свете. «Как хорошо уметь читать», написано в школьном букваре.

Коллективная работа в подарок выпускнику детского сада от детей старшей группыКоллективная работа в подарок выпускнику детского сада от детей старшей группы Детский садик для многих ребятишек становится вторым домом, ведь там они ежедневно встречаются с друзьями, вместе играют и узнают много.

Мастер-класс по изготовлению закладки в подарок выпускнику в старшей группеМастер-класс по изготовлению закладки в подарок выпускнику в старшей группе В этом новом учебном году Артём пойдет в первый класс. У него будут школьные учебники. Для того чтобы было удобнее читать букварь или.

Консультация «Преемственность детских садов и школы» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.» (Л.

Преемственность детского сада и школыПреемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение воспитанников из дошкольного детства в мир учения, в школу. При этом учение.

Преемственность как философская категория Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного.

Преемственность в работе детского сада и школы Преемственность в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление дошкольников.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Эссе «Преемственность детского сада и школы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Преемственность детского сада и школы Эссе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в образовании: от дошкольника к выпускнику
Опубликовано: 2 сентября 2019 в 22:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД