Ксения Сафонова
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [Р] и [Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [р’].
Подготовила:
учитель-логопед
Сафонова К. Д.
с. Шилокша, 2018г.
Цели: автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, словах и предложениях, формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи
Образовательные:
— закреплять и расширять словарь по теме «Правила дорожного движения»;
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [Р] и [Р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
—закреплять умение определять место звука в слове, количество слов в предложении, составлять простые предложения;
—знания о сигналах светофора, правилах безопасного поведения на дороге; различать значение некоторых дорожных знаков.
Коррекционно-развивающие:
— развивать мелкую моторику;
— фонематический слух;
— закреплять правильное произношение звуков [р] и [р’] в слогах, словах и предложениях;
— способствовать развитию памяти, логического мышления.
Воспитательные:
— формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
— воспитывать выдержку, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: руль, заготовки светофора для раскрашивания (по количеству детей, кружки зеленого, красного и желтого цвета, ноутбук.
I. Вводная часть
Логопед. Ребята, приглашаю вас в путешествие по городу. Но сначала поработаем язычком.
Артикуляционная гимнастика
На улицах города мы встретим много людей. Мы должны им улыбнуться. (Дети растягивают губы в улыбке.) А теперь нужно с ними поздороваться. Вот так: «Здравствуйте». (Открывают рот, язык спокойно лежит на нижней губе.) На улице мы купим мороженое. Будем есть его и облизывать губы вот так. (Рот открыт, облизывают верхнюю и нижнюю губу.) У нас хорошее настроение. Мы
будем кататься на качелях. (Кладут язык то на верхнюю, то на нижнюю губу.) А теперь покатаемся на лошадках. (Щелкают языком.)
II. Основная часть
Логопед. Молодцы. У нас все получится. А на чем мы будем путешествовать по городу? Отгадайте загадку:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Что же это?
Дети. Машина.
Логопед. Предлагаю всем занять места в нашей машине.
Дети садятся на стульчики друг за другом.
Как называют того, кто управляет машиной?
Дети. Водитель, шофер.
Логопед. В каком из этих слов есть звук [р]?
Дети. В слове «шофер».
Логопед. Где стоит звук [р]?
Дети. В конце слова
Логопед. Какой это звук : твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Кто из мальчиков
хочет быть шофером?
Дети отвечают.
Первым поведет машину Захар.
Логопед дает мальчику в руки руль и сажает на стул впереди всех.
Что в руках у Захара?
Дети. Руль.
Логопед. Где стоит звук [р] в слове «руль»?
Дети. В начале слова. Логопед. Какой это звук :
твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Повторяйте за мной
и следите за правильным произношением звука [р].
В руках у Захара руль.
Дети повторяют.
Захар держит руль. Повторите.
Дети повторяют.
Сколько слов в этом предложении?
Дети. Три.
Логопед. Какой звук в этом слове : [р] или [р’]?
Дети. В этом слове звук [р’]. Логопед. Звук [р’] твердый
или мягкий?
Дети. Звук [р’] мягкий. Логопед. Чтобы машина поехала, нужно завести мотор.
Дидактическая игра «Мотор»
Логопед. Как ревет мотор? Пусть каждый из вас по очереди скажет нам.
Дети выполняют задание.
А теперь все вместе заведем наш мотор: р-р-р, р-р-р.
Дети произносят дружно «Р-р-р».
Молодцы! Поехали. А чтобы ехать было веселее, будем повторять бодро и дружно вслед за мной.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — на прогулку нам пора.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — начинается игра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — карту я с собой беру.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — маршрут новый подберу.
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — вместе с нами повтори.
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ты в окошко посмотри.
Логопед. Наше село большое. У меня есть его карта.
На ней обозначен наш маршрут, т. е. путь, по которому мы будем ехать. Сколько звуков [р] в слове «карта»? А сколько звуков [р] в слове «маршрут»? Где они стоят? Какие они, твердые или мягкие?
Дети. В слове «карта» один звук [р]. Звук стоит в середине слова. В слове «маршрут» два твердых звука [р]. Они стоят в середине слова.
Логопед. Ребята, давайте выйдем из нашей машины и сделаем с вами небольшую физкультминутку.
Дети встают и выполняют гимнастику и садятся обратно за парты.
Логопед. На улицах города много машин. Что нужно знать, чтобы не попасть под машину?
Дети. Нужно знать правила дорожного движения.
Логопед.
Посмотри-ка, посмотри,
В гости знаки к нам пришли.
Давайте с ними поближе познакомимся.
Логопед по очереди берет в руки знаки дорожного движения и читает стихи.
Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Не случилось чтоб беды,
Шофер, внимательно смотри!
Логопед. Какие слова со звуками [р] и [р’] вы услышали в этих строчках? Назовите их. Произносите звуки правильно.
Дети отвечают и выполняют задания.
Молодцы. А теперь внимательно посмотрите на этот знак. Кто на нем изображен?
Дети. На знаке мы видим детей.
Логопед. Как вы думаете, ребята, о чем этот знак предупреждает водителя?
Дети отвечают. При необходимости логопед корректирует ответы детей.
Ребята, а где вы видели такой знак?
Дети. Около нашей школы.
Логопед. Правильно. А теперь рассмотрим еще один дорожный знак.
Логопед показывает знак «Пешеходный переход» и читает стихотворение.
Знак «Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Логопед. А на что похож пешеходный переход? Посмотрите на него внимательно.
Логопед показывает карточку с изображением знака «Пешеходный период».
Дети. На зебру.
Логопед. Правильно, пешеходный переход часто называют «зеброй». Как вы думаете почему?
Дети. Потому что он состоит из черных и белых полос.
Логопед. Какие вы внимательные. Пора нам ехать дальше. Теперь шофером будет Матвей.
Дети «садятся в машину» и «заводят мотор». Матвей поворачивает руль.
А теперь посмотрите на экран.
На экране картинки: грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, легковой автомобиль.
Какой транспорт мы можем увидеть на улицах и проспектах города? Что вы видите на экране?
Дети отвечают.
Чем отличается трамвай от автомобиля? А чем троллейбус отличается от автомобиля?
Дети отвечают. При необходимости логопед помогает.
Ребята, троллейбусы и трамваи могут ездить только по специально оборудованным дорогам. Нередко нам, пешеходам, приходится обходить трамвай, троллейбус или автобус. Как это правильно сделать? Для этого есть свои правила.
Послушайте их и запомните.
Ты автобус обходи
Непременно позади.
А трамвай, наоборот,
Обходя, иди вперед!
Ребята, а каким одним словом можно назвать все эти машины? Дети. Транспорт.
Логопед. Повторим это слово, правильно произносим звуки. Дети выполняют задание.
Молодцы! На карте обозначена следующая остановка (показывает карту).
Логопед. Особенно много машин на перекрестке. Кто или что поможет нам перейти через дорогу? Отгадайте загадку:
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый. (светофор).
А. Ясноокий
Светофор какой? Что вы можете о нем рассказать?
Логопед показывает модель светофора.
Дети. У светофора три глаза. Один глаз красный, один желтый и один зеленый.
Логопед
Круглый светофора глаз,
Строго смотрит он на нас.
Стой спокойно, не спеши.
Правила для всех одни.
А вы умеете пользоваться правилами светофора?
Ребенок
На красный свет нельзя
шагать.
На желтый — нужно
всем стоять,
Зеленый терпеливо ждать.
На свет зеленый мы пойдем,
Дорогу без опасности
перейдем.
Физкультминутка
Логопед. Попробуем перейти через дорогу. Я буду показывать цветной кружок, а вы будете переходить через «дорогу» по «зебре».
Дети выполняют задание – переходят через импровизированную дорогу.
Каким должен быть пешеход в городе, где много разного транспорта?
Дети. Очень внимательным. Он должен знать правила дорожного движения.
Логопед. Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Садитесь в машину. Водителем теперь станет Лиза. Заводим мотор. Поехали!
Знают все на белом свете,
Знают взрослые и дети:
Светофор—наш верный друг,
Помогает всем вокруг.
Правила движения
Ты не забывай,
Правила дорожные
Знай и уважай!
III. Заключительная часть
Логопед. Что вам запомнилось больше всего? Дети, какие слова со звуками [р] и [р’] вы сегодня учились произносить?
Дети отвечают.
Логопед благодарит детей за работу на занятии, дарит раскраску «Светофор» и предлагает дома раскрасить ее.
Список использованных источников
1. Е. А. Азова, О. О. Чернова логопедическая домашняя тетрадь «Учим звуки [Р],[Р’]», 2010г. ;
2. Л. А. Комарова «Автоматизация звука [Р] в игровых упражнениях», 2009г. ;
3. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11, 2009г. ;
4. Л. Гальперштейн. Моя первая книга о технике, 2006г. ;
5. Ю. Б. Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук [Р]. Пособие для логопедов и родителей» 2003г.