Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Юлия Иващенко
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

1 слайд. Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому тема моего опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах

2 слайд. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

3 слайд. Обоснование проблемы: Я работаю с детьми раннего возраста (2 – 3 год жизни).

Наблюдая за действиями малышей, которые впервые пришли в детский сад, я отметила, что у этих детей плохо развита мелкая моторика : кисти, и пальцы рук имеют мышечную напряженность и недостаточную координацию. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Дети быстро устают и имеют низкую работоспособность.

4 слайд. Поэтому исходя из актуальности проблемы и основываясь на анализе методико – педагогической литературы, определила цель опыта работы : необходимость организации целенаправленной систематической работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование разнообразных форм и методов.

5 слайд. Вопросами развития мелкой моторики у детей занимались и занимаются ведущие специалисты в области дошкольного образования: М. М. Кольцова, Б. И. Пинский, Н. М. Аксарина, И. Радина. Они единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка, т. к. основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновения. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. Так же была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

6 слайд. Как указывала Е. И. Радина, сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — это «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

7 слайд. Проводимое ежегодное наблюдение в начале учебного года за развитием мелкой моторики рук у детей показывает, что у большинства детей низкий уровень развития мелкой моторики. Дети не умеют обследовать предметы, не умеют держать ложку, мыть руки, одеваться и раздеваться. Учитывая важность проблемы, решила проводить с детьми углубленную работу в этом направлении, и поставила перед собой следующие задачи:

8 слайд.

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через разные виды деятельности.

2. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

3. Формировать координацию движений.

4. Создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

5. Способствовать развитию творческих способностей.

9 слайд. Учитывая, что развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук, составила перспективный план игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создала в группе развивающую предметно – пространственную среду, которая соответствует возрасту детей, доступна и безопасна.

10 слайд. Создавая развивающую среду, я старалась использовать преимущества дидактических пособий для развития мелкой моторики рук малышей. Целостное пространство группы организовала таким образом, чтобы у детей ежедневно была возможность ощупывать, познавать, сравнивать различные интересные объекты. Изготовила своими руками дидактические пособия: «Веселая карусель», «Цветные дверцы», книга «Путешествие гнома». Игровое место детей наполнила предметами, игрушками, действуя с которыми ребенок учится понимать их свойства: гладкий, шершавый, мягкий и др. В группе организован «центр воды и песка». Игры с водой и песком организуются только под руководством взрослого.

11 слайд. Реализацию поставленных задач по развитию мелкой моторики осуществляю через разные формы работы с детьми :

• Образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Прогулки.

• Индивидуальная работа.

• Игры – экспериментирования.

12 слайд. Одной из форм сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук детей является образовательная деятельность. В ходе занятий, усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Для повышения интереса детей к занятию использую разнообразные игровые приемы, игровые ситуации: («Разложи в стаканчики», «Соберем лисе бусы», «Найди орешки для белки»). В совместной деятельности с детьми использую нетрадиционные техники рисования: печать ладошкой, пальчиком. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, у детей формируются элементарные представления об основных свойствах предметов (колючий, гладкий, мягкий и др.).

Для развития ручной умелости важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисованием, лепкой, конструированием.

На прогулке появляется возможность расширить сферу развития мелкой моторики рук. Предлагаю детям поиграть с разнообразным природным материалом и предметами, отличающимися структурой поверхности: (шишки, каштаны, песок, вода и др.). Играя, малыши легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования.

13 слайд. Кроме образовательной деятельности развитие мелкой моторики детей осуществляю через игровую деятельность. Большой интерес для детей представляют игры с предметами: бумагой, карандашами, крупами, песком, водой. Действуя с ними, малыши познают их качества и свойства.

14 слайд. Эффективными для развития мелкой моторики оказались игры : «Открой окошко», «Застегни пуговицу», «Колючки для ежика», «Разложи в мешочки», игры с пуговицами, орехами, каштанами, и др. (под наблюдением взрослого). Даю малышам поиграть с массажными мячиками, камушками, комочками бумаги, и др. В этих действиях у них укрепляются мышцы пальцев рук, развиваются согласованные движения обеих рук.

Большой интерес для детей представляет конструктор ЛЕГО, из которого дети сооружают разнообразные постройки. Работая с деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

15 слайд. Большая роль в сохранении и закреплении умения детей исследовать окружающий мир, принадлежит родителям. Поэтому я поставила следующие задачи:

• Повышать компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук детей.

• Укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива

16 слайд. В связи с этим в течение учебного года я планирую работу с семьей, используя разнообразные методы и формы:

1. Проведение опросов родителей с целью выявления знаний и представлений о значении развития мелкой моторики.

2. Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

3. Информационные стенды с памятками, рекомендациями по данной тематике.

4. Родительские собрания.

5. Семинары – практикумы.

17 слайд. С целью повышения уровня знаний родителей по данной теме провела семинар – практикум: «Ум – на кончиках пальцев». Главной задачей практикума являлось обогащение представлений родителей о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В течение года родителям был предложен ряд консультаций и памяток по теме: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», и др. После проведенной работы думаю многие родители по – новому посмотрят на своих детей, на их потребность в общении со взрослым.

Я стремлюсь расширять знания родителей по данной теме. Только совместно мы сможем сохранить и закрепить умения детей исследовать, а также углублять знания, полученные в детском саду, открывать для детей окружающий мир и накапливать опыт.

18 слайд. Изучению данной теме способствовало накопление определенного педагогического опыта, которым я делилась с педагогами учреждения. Для этого обозначила основные задачи работы с педагогами :

Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей.

Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с детьми и родителями по данному направлению.

19 слайд. Для реализации этих задач с педагогами были организованны следующие формы работы : семинары – практикумы, консультации, открытые показы образовательной деятельности детьми, выступления на педсовете.

20 слайд. С целью привлечения внимания педагогов к проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, провела консультацию «Большая польза мелкой моторики». На семинаре – практикуме для педагогов представила методические пособия, используемые для развития мелкой моторики рук.

21 слайд. Совместная систематическая работа оказала положительное влияние на развитие мелкой моторики рук у детей моей группы. Проведенный мониторинг в конце учебного года показал, что повысился % детей с уровнем развития соответствующим возрасту. Детей с низким уровнем развития не оказалось. Дети научились обследовать предметы, правильно держать карандаш, одеваться, расстегивать пуговицы, правильно мыть руки. У малышей повысилась работоспособность, движения рук стали более согласованными.

22 слайд. Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей моей группы, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, при выполнении работ по рисованию, лепке, конструированию, а самое главное – сохранению физического и психического здоровья ребенка.

23 слайд. Как писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга»

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Опубликовано: 28 июля 2020 в 22:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД