МААМ-картинки

Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста

Елена Судницына
Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста

Выступление

«Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста»

Цель: Развитие речи детей в процессе экспериментирования

Ход:

1 слайд Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим об экспериментировании как средстве развития речи детей раннего возраста. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.

Публикация «Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

2 слайд Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако, чтобы быть понятым, чтобы возросшая потребность в общении была удовлетворена, имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи.

3 слайд В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» - одна из образовательных областей. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, а также выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день в речевом развитии детей раннего возраста существует множество проблем: недоразвитие речевого аппарата и его анатомического строения, недостаточность общения детей друг с другом и со взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этой связи развитие речи малышей становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

4 слайд Цель и задачи сформулированы на слайде.

5 слайд Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста я использую экспериментальную деятельность, в частности для решения таких задач, как формирование фонематического слуха и развитие звукопроизношения. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Экспериментируя, всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

На моих занятиях дети не просто учатся экспериментировать, но и правильно говорить, добывая знания, развивая свою речь.

6 слайд На первом этапе работы был проведен педагогический мониторинг, в ходе которого я выявила, что не все дети понимают речь взрослого, не понимают обозначения названия предметов, действий (спит, ест, поет, слушает, а также слов, обозначающих ярко выраженные признаки предметов (большой, маленький, красный).

7 слайд Определены следующие направления работы.

8 слайд Одним из условий успешной работы выступает создание развивающей предметно-пространственной среды, которая соразмерна не только росту ребенка раннего возраста, физиологическим возможностям, но и руке.

Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В совместной деятельности с детьми раннего возраста я не создаю ситуативные игровые сценки, а помогаю малышам выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: покрась водичку, перелей водичку, пересыпь сухой песочек через сито, мельницу и т. д.

9 слайд Все действия, производимые руками, стимулируют развитие речи ребенка. Ведь известно, чтобы замолчать, надо заблокировать руки. А чтобы ребенок заговорил, надо дать ему предмет в руки. В процессе игры он увлекается и не замечает, что его учат. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Важно, при игре с песком проговаривать все действия, просить детей повторить ваши слова, обращаться к детям с вопросами.

Таким образом, решаются задачи:

- формирование представления о свойствах песка (сыпучесть, влажность);

- обогащение активного словаря словами: песчинки, маленькие, сухой, сыплется, «течет», лепится.

10 слайд Малыш экспериментирует дома, в детском саду, на улице. Он познает свойства предметов, явлений, накапливает информацию об окружающем мире. Мы, взрослые, должны показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло. Важно познавать, экспериментировать вместе с ним!

Вода течет, разливается, высыхает. Здесь решаются задачи как познавательного характера, связанные с выполнением действий, так и речевого: обогащение активного словаря глаголами, обозначающими действия.

11 слайд Игры с цветной водичкой, с пальчиковыми красками играют важную роль в формировании восприятия цвета у ребенка, способствуют релаксации, расслаблению, могут просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. В процессе данных игр формируем представление о цвете, обогащаем активный словарь детей словами- прилагательными: синий, зеленый, желтый, красный.

12, 13 слайды В процессе экспериментирования я показываю детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) она замерзает, превращается в лёд, тем самым обогащаем активный словарь словами - существительными: вода, лед, льдинка; закрепляю знания основных цветов, учу выражать словами свои впечатления.

14, 15 слайды При изучении свойств легких и тяжелых предметов, обращаю внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, а другие тонут. Активизирую речь детей, обогащаю активный словарь: легкий, тяжелый, плавает, тонет.

16 слайд В процессе игр с солнечными зайчиками формируются детские представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).

Дети упражняются в произношении стихотворения в соответствии с движениями:

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей, вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок.

Дети ловят "зайчика" на стене.

17 слайд Работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители участвуют в родительских собраниях, получают индивидуальные консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

18 слайд На заключительном этапе мной была проведена оценка результативности работы – повторный педагогический мониторинг. Использование экспериментальной деятельности позволило повысить динамику развития речи детей. Результаты представлены в диаграмме.

По результатам итогового мониторинга, я убедилась, что экспериментальная деятельность способствует повышению уровня речевого развития у детей раннего возраста. А значит, позволит нашим воспитанникам:

- научиться понимать многие явления окружающего мира;

- лучше адаптироваться в практической жизни;

- стать самостоятельным и уверенным в себе.

В дальнейшем в своей педагогической деятельности я буду продолжать использовать технологию детского экспериментирования как наиболее эффективный метод речевого развития детей.

19 слайд На данном слайде можно увидеть достижения детей, участвующих в различных конкурсах.

20 слайд В результате оформлены материалы по данному направлению работы.

21 слайд Для развития мелкой моторики пальцев рук мною разработан и изготовлен Сенсорный коврик. С помощью него у ребенка:

совершенствуются ловкость и точность движений;

формируется знание цветов;

развиваются творческие способности, речь;

вырабатывается усидчивость.

формируются элементарные математические представления «один», «много»;

развиваются мышление, тактильная чувствительность.

формируется умение различать и группировать предметы по размеру «большой», «маленький», по длине - «длинный», «короткий»

формируются представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Так же мною разработана картотека дидактических игр:

«Какие бывают фигуры?»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей тактильно обследовать

геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их).

Содержание: детям показать на квадратах геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, предложить тактильно обследовать, называя их.

«Найди фигуру»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей зрительно, тактильно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Содержание: детям предлагается показать на квадратах геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, тактильно обследовать, называть их.

«Из каких фигур состоит домик собачки?»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей зрительно узнавать, соотносить и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) из которых состоит домик собачки.

Содержание: детям предлагается определить на картинке, какие геометрические фигуры включены в конструкцию домика для собачки, соотнести их с плоскостными геометрическими фигурами на квадратах коврика и назвать.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей выделять форму, пользуясь геометрическими образцами коврика, в конкретных предметах окружающей обстановки.

Содержание: детям предлагается сопоставить форму геометрических образцов коврика с предложенными предметами окружающей обстановки (например, тарелочка для кукол, кубик, призма, колечко от пирамидки).

«Расстегни-застегни»

Цель: развивать мелкую моторику, учить детей самообслуживанию, развивать усидчивость, самостоятельность, способствовать развитию интереса к знаниям.

Содержание: детям предлагается расстегнуть / застегнуть молнии на коврике.

«Один - много»

Цель: учить детей сравнивать по количеству «один – много».

Содержание: детям предлагается сравнивать образцы на съемных квадратах по количеству, например, круг (треугольник, квадрат) один, а пуговиц – много и т. д.

«Большой- маленький»

Цель: упражнять детей в умении сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой, маленький».

Содержание: детям предлагается сравнивать по величине образцы на съемных квадратах, например, желтый круг (на синем квадрате) большой, а синие пуговицы (на желтом квадрате) маленькие и т. д.

«Длинный- короткий»

Цель: упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами «длинный, короткий»

Содержание: детям предлагается сравнивать по длине образцы на съемных квадратах, например, зеленые нитки длинные, а желтые – короткие и т. д.

«Цветная дорожка»

Цель: упражнять детей в умении узнавать и называть основные цвета, составлять из съемных квадратов цветную дорожку.

Содержание: детям предлагается составить из съемных квадратов дорожку определенного цвета.

22 слайд Опыт работы транслируется на разных уровнях

23 слайд На данном слайде вы можете видеть список литературы, который я использовала в своей работе.

24 слайд Спасибо за внимание. Надеюсь, вы нашли для себя, что-то новое и полезное и будете использовать в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 16:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД