Получи документы

Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте

Анастасия Дубовая
Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте

Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников в группе детского сада и основных проблем, которые могут возникнуть на том или ином этапе, могут оказать серьезную помощь педагогическим работникам при организации работы с данной категорией детей. В конце дошкольного возраста у ребенка должен сложиться определенный тип отношений к сверстникам, который либо обеспечивает полноценный процесс взаимоотношений, либо приводит к серьезным нарушениям и возникновению конфликтных ситуаций, что вызывает появление эмоциональных переживаний – обид, злости, неприязни, зависти и др. Такие переживания могут стать источником межличностных и внутриличностных проблем во взрослой жизни.

Публикация «Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Рассмотрим основные причины нарушений, возникающих в процессе межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Из основных причин, приводящим к нарушениям межличностных отношений в среде дошкольников можно выделить следующие:

1. Личностную несформированность дошкольника.

2. Отношения с родителями.

3. Стиль общения и стратегии воспитателя группы [28].

Характер межличностных отношений дошкольников напрямую зависит от личностных характеристик ребенка, которые проявляются в определенных особенностях поведения в совместной предметной деятельности. Одни дети спокойные и уравновешенные, другие конфликтные, постоянно спорят, дерутся, третьи – всякими способами стараются привлечь к себе внимание, четвертые – ведут себя изолировано, не желают ни с кем общаться, стараются избегать контактов. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее [27].

К внутренним причинам, приводящим к нарушениям межличностных отношений, относятся такие явления как повышенная агрессия, обидчивость, застенчивость и демонстративность.

Повышенная агрессивность проявляется в том, что у дошкольника отсутствуют игровые навыки. Таких детей отличает наличие неадекватной самооценки, как правило чрезмерно завышенной. В этом случае ребенок ощущает не признанность своих достоинств в коллективе сверстников. У него возникает ощущение, что его не ценят в группе. Поэтому другой ребенок для детей-агрессоров выступает как конкурент, которого надо устранить. Для такого ребенка действия сверстников не представляют никакого интереса, он в любом случае будет осуждать все его поступки и действия. Межличностные отношения агрессоров формируют следующие мотивы: демонстрация себя, демонстрация своих действий и подавление окружающих.

Обидчивость возникает в результате болезненного опыта отвержения со стороны сверстников, когда происходит ущемление своего «Я», своей непризнанности и незамеченности. Обида не означает проявлений агрессий, ребенок просто старается демонстративно показать свои чувства и добиться от обидчика прощения. Он перестает общаться и демонстративно транслирует свои «страдания» из-за обиды. Характерной особенностью таких детей является установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание оценки от окружающих.

Одной из распространенных проблем нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте является застенчивость, так как она порождает трудности в общении. Застенчивый ребенок доброжелательный, спокойный, но не решается на коммуникативное взаимодействие, причина которого кроется в его самооценке. Он считает, что у него что-то не получится, он не справится, не сможет, всегда сомневается в положительном отношении со стороны сверстников. Такая повышенная тревога о своем «Я» затрудняет взаимодействие, и ребенок «уходит» в себя, «надевает» маску равнодушия. Главным мотивом такого поведения выступает оценка со стороны окружающих.

Демонстративность в отношениях со сверстниками проявляется в том, что ребенок любыми путями пытается привлечь к себе внимание окружающих. Для демонстративных детей очень важна оценка окружающих, особенно взрослых. Во взаимоотношениях на первый план выступает сравнение себя с другими («У меня лучше, красивее, я умнее»). Все действия совершаются только ради оценки. Потребность в похвале – вот главный мотив в действиях демонстративных дошкольников.

Суть всех этих проблем кроется в личностных качествах ребенка – его фиксации на оценке себя. Причиной нарушений межличностных отношений является собственная ценность и ее восприятие другими. И проблема здесь кроется вовсе не в уровне самооценки ребенка, а в ее адекватности. Самосознание такого ребенка проходит по типу «Я» (по М. М. Бахтиной). Он зацикливается на том, как его оценивают окружающие, и поэтому очень остро переживает любое отношение к самому себе. Центром мира дошкольника становится его собственное «Я», вокруг которого находятся все окружающие его люди. За собственным «Я» ребенок не видит окружающих его сверстников, создается так называемый эффект «зеркала», формируется эгоцентризм. Другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти. Ведущим мотивом поведения дошкольника становится демонстрация себя, желание самоутвердиться. Все это приводит к отсутствию общности со сверстниками, появлению чувства одиночества, внутренней изоляции в группе. Ребенок лишается симпатии со стороны сверстников и попадает в группу «отвергаемых», что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека т. к. нарушается формирование социальных навыков, становление адекватной самооценки ребенка.

Дети с бесконфликтным поведением в отношениях со сверстниками имеют положительную эмоциональную окраску, конфликты они разрешают мирными путями, никого, не обвиняя и не осуждая. Они готовы оказать помощь, уступить, поддержать. Такие качества высоко ценятся в дошкольной группе, поэтому такие дети пользуются большей популярностью среди сверстников. В отличие от детей с конфликтным стилем поведения они не пытаются самоутвердиться за счет окружающих, а сверстник является предметом сравнения с самим собой. Самосознание у них формируется по типу «Не-Я» (М. М. Бахтина, что должно произойти к середине дошкольного периода у каждого ребенка [28].

На развитие навыков социального взаимодействия и личностных установок огромное влияние оказывает семейное воспитание. Родители являются социально-значимыми фигурами для ребенка, особенно мама. Ребенок нуждается в постоянной заботе, поддержке, ласке с ее стороны. Но современные мамы, к сожалению, не всегда могут обеспечить ребенку потребность в любви и заботе, так они вынуждены зарабатывать деньги, чтобы содержать семью. Ребенок начинает думать, что он не нужен никому, что никто не будет любить и принимать его, таким образом происходит становление негативного отношения к миру и окружающим.

Симбиотические связи с мамой, чрезмерная забота и внимание также определяют характер межличностных отношений со сверстниками и могут стать причиной замкнутости, отказа от общения с окружающими. Постоянно оберегая ребенка, ограждая и защищая его от внешнего мира, мама вселяет ребенку тревожность по отношению к окружающим. Привыкая к постоянной заботе, дошкольник начинает испытывать беспокойство, когда мамы нет рядом, начинает тревожиться, волноваться, всего бояться, что приводит к возникновению трудностей в общении.

Чрезмерно завышенные требования к ребенку, авторитарный стиль семейного воспитания также может стать причиной нарушения межличностных отношений в коллективе сверстников. В силу своих возрастных особенностей ребенок не всегда может справиться с теми требованиями и обязанностями, которые на него возлагаются в семье. Это приводит к возникновению высокой тревожности и боязни, что он может не соответствовать нормам и правилам.

Кроме того, следует отметить, что от стиля общения воспитателя с дошкольниками напрямую зависит характер взаимодействия между одногруппниками. Так, при личностно-ориентированном характере взаимодействия с детьми, которое основано на понимании, принятии и уважении личности ребенка, происходит формирование веры в окружающих, уверенности в личностной значимости и ценности. В ситуации, когда взаимоотношения воспитателя строятся на основе доминирования, нетерпимости, ребенок становится тревожным, ощущает дискомфорт в общении. Поэтому стиль педагогического общения играет огромную роль на социализацию ребенка, формированию у него положительного отношения к межличностным отношениям с одногруппниками. Структура межличностных отношений в группе дошкольников, как правило, определяется и стратегией воспитания. Ситуация, когда каждому ребенку поровну достаются внимание и забота являются наиболее благоприятными для формирования социальных навыков воспитанников.

Характер межличностных отношений проявляется в принадлежности ребенка к определенному социометрическому статусу в коллективе сверстников. В дошкольном возрасте происходит групповая дифференциация, когда в группе начинают появляться «лидеры», которые пользуются признанием и уважением среди одногруппников [28]. О нарушениях межличностных отношений свидетельствует ситуация, когда в коллективе появляются дети, которые ведут себя обособленно от всех остальных, предпочитают одиночество групповым формам взаимодействия. Таких детей не зовут в игры из-за их низкой активности, они остаются незамеченными, что, собственно, их и не смущает. Такая ситуация говорит о том, что социально-психологическое развитие как отдельной личности, так и коллектива в целом находится в зоне риска. Именно поэтому важно проводить диагностику по определению социального статуса детей и своевременную коррекцию межличностных отношений в коллективе.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит закладка базовых психологических основ для межличностного взаимодействия со сверстниками, складывается определенный тип взаимоотношений, который либо обеспечивает нормальное сотрудничество с коллективом, либо приводит к нарушениям межличностных отношений, возникновению конфликтов. Вместе с тем нельзя окончательно утверждать, что межличностное отношение является окончательно сформированным и не поддающимся каких-либо изменениям. На этом этапе еще возможно преодолеть возникающие проблемы в отношениях и помочь ребенку полноценно взаимодействовать со сверстниками. Описанию конкретных методов, направленных на гармонизацию межличностных отношений дошкольников, посвящена следующая глава нашей работы.

Публикации по теме:

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте
Опубликовано: 30 марта 2023 в 22:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД