Папки-передвижки

Причины нарушения речи детей

Татьяна Шурупова
Причины нарушения речи детей

Речь и причины ее нарушения

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обогащенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р. Е. Левина). Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения человек может как передавать свой опыт, так и обогащается опытом других людей.

Публикация «Причины нарушения речи детей» размещена в разделах

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, на его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет освоение чтения и письма, а вследствие этого и другие навыки и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера ребенка – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия (от греч. logos - слово и paideia - воспитание, что в переводе означает «воспитание речи», а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Коррекция речевых дефектов у детей ведется различными формами воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.

Среди факторов (причин, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние (экзогенные) условия окружающей среды. Речь ребенка дошкольного возраста является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи :

- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода;

- родовая травма и асфиксия плода во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

- различные травмы и заболевания в первые годы жизни ребенка (в зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга);

- травмы черепа, сопровождающие сотрясением мозга;

- наследственные факторы;

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям ЭВС и дефициту в развитии речи.

Каждая из перечисленных причин, а нередко и сочетания могут обусловить нарушения различных сторон речи.

На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: "Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта".

Литература:

1. Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова Основы дошкольной логопедии, Москва 2015

2. https://infourok.ru/doklad-vidy-narusheniya-rechi-4053567.html

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины нарушения речи детей
Опубликовано: 21 июля 2020 в 21:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД