Марина Гунченкова
Приемы работы над слоговой структурой слова (картотека упражнений)
Приемы работы над слоговой структурой слова (картотека упражнений).
учитель–логопед Гунченкова Марина Сергеевна
Картотека подготовлена на основе материалов по коррекции слоговой структуры слова Н. С. Четвертушкиной.
В основу практического материала положен опыт практической работы с дошкольниками, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
Публикация «Приемы работы над слоговой структурой слова (картотека упражнений)» размещена в разделах
Вашему вниманию представляется презентация по отработке слов 1-го типа слоговой структуры, которую Вы можете использовать при отработке звуко-слогового состава слова, развития темпо-ритмической организации речи и в иных видах работы.
1. Упражнение «ПОВТОРИ» (Слайд 2-6) Цель:
Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных ед. числа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Логопед называет картинки по порядку : пума, пена, папа, Пэпа, мода, дама, мама, эму, муха, уха.
Ребенок повторяет.
2. Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?» (Слайд 7) Цель:
Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных ед. числа винительного падежа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Логопед предлагает ребенку поиграть с лупой и рассказать кого он увидел.
Логопед: Ребенок:
Это пума. Кого ты видишь? Пуму.
Это баба. Кого ты видишь? Бабу.
Это Пэпа. Кого ты видишь? Пэпу.
Это Буба. Кго ты видишь? Бубу.
3. Упражнение «КОГО нет?» (Слайд 8-11) Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.
Развивать зрительное внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку 3 картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Логопед убирает одну картинку и обращается к ребё нку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Ребенок: кита, быка
4. Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ» (Слайд 12) Цель:
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структур 1-го типа в стихотворении.
Развивать слуховое внимание и память.
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение И. Лопухиной
Тома дома?
Дома Тома.
Тёма дома?
Дома Тёма.
Дома Тима,
Дома Дима.
Дома Катя,
Надя, Лида
Петя, Федя
И Никита.
5. Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ» (Слайд 13). Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
На ноге у коня муха.
Кто на ноге у коня?
Муха.
У кого на ноге муха?
У коня.
Где муха?
На ноге.
6. Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?» (Слайд 14-18). Цель:
Учить четко произносить двухсложные слова.
Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
Развивать слуховое внимание и память.
Логопед раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки, одновременно проговаривая предложения к ним:
Это Надя. Наде подарили духи.
Из крана течет вода.
Это дети. Дети смотрят кино.
Это Таня. Таня пьет кофе.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Кто смотрит кино?
Что течет из крана?
Что подарили Наде?
Что пьет Таня?
7. Упражнение «ЗАКРЕПЛЕНИЯЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ» (Слайд 19-23).
Это Тина. У нее Тото.
Это тетя. У нее дети.
Это Тема. У него дыня.
Это дядя. У него дети.
Это тетя. У тети Таня и Тима.
У Тины Тото.
Тут Даня и Дима. Там Дина. Даня, иди! Дима, иди!