Елена Петрова
Применение проектного метода в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского сада метода проектов.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная технология предполагает:
1. наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и
Публикация «Применение проектного метода в дошкольном учреждении» размещена в разделах
исследовательского поиска ее решения;
2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
3. самостоятельную деятельность воспитанника;
4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
5. использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения.
6. обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода : является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию критического и творческого мышления.
способствует повышению компетентности педагогов.
Освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Вариативность использования проектного метода.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
2. комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
3. частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
4. полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
метод проектов :
5. форма организации образовательного пространства;
метод развития творческого познавательного мышления.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
2. ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
3. ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
4. практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
5. творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
6. комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;
7. межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
8. творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др. ;
9. групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
10. индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;
11. исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).
Тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.