Анна Романенко
Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи
Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, сложный процесс, так как связан с закрытостью и трудно- доступностью проблем в семейных отношениях. Начиная психолого- педагогическое изучение семьи, педагог должен прогнозировать, какой результат может получить, как будет работать с полученным материалом, что можно будет изменить в лучшую сторону. Различают диагностику семьи и диагностику детско-родительских отношений.
Публикация «Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи» размещена в разделах
Целью диагностической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушения- ми речи, является определение:
• типа семейного воспитания,
• установок родителей по отношению к речевому дефекту ребенка и собственно ребенку.
Принципы психолого-педагогического изучения семьи :
• обязательное соблюдение этических норм (родители и дети не должны себя чувствовать объектами изучения);
• максимально полная, объективная и оперативная информация;
• целенаправленное, планомерное и систематическое изучение;
• использование комплекса методов психолого-педагогической диагностики;
• учет общих и частных положений при формулировании выводов;
• конфиденциальный характер результатов психолого-педагогического изучения.
Методы педагогической диагностики семьи : анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, беседа, посещение семьи ребенка, обсуждение педагогических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций и обсуждение вариантов их разрешения, участие родителей в жизни образовательной организации.
Пример теста изучения семьи ребенка с нарушением речи :
1) уровень педагогической культуры родителей:
• используют жизненный опыт,
• слушают и смотрят сюжеты на педагогическую тематику,
• сотрудничают со специалистами,
• участвуют в общественных мероприятиях,
• входят в организационные структуры родительских организаций, комитетов, фондов;
2) родительский ресурс:
• готовность оказать помощь по мере возможности,
• готовность оказать материальную или спонсорскую помощь,
• готовность оказать техническую помощь,
• готовность участвовать в мероприятиях,
• готовность участия в организации мероприятий, в общении со СМИ;
3) участие матери в воспитании:
• заботится о ребенке,
• отслеживает здоровье и самочувствие ребенка,
• контролирует и оценивает поступки ребенка,
• интересуется переживаниями и внутренним миром ребенка,
• совместно с ребенком участвуют в общественных мероприятиях;
4) участие отца в воспитании:
• материальное обеспечение семьи,
• стремление больше времени проводить в семье,
• разрешает конфликтные ситуации, связанные с ребенком,
• совместно с ребенком выполняет технические действия, мастерит,
• совместно с ребенком строит планы на будущее, выполняет их, совместно радуется удачам и переживает неудачи;
5) эмоциональный микроклимат в семье :
• отрицательно негативный,
• эмоциональная раздражительность,
• холодность, безразличие,
• восхищение, безраздельная любовь,
• доброжелательность, нежность.
Тест педагог заполняет на основании наблюдений и бесед с родителями, членами семьи ребенка с нарушением речи. Тест может использоваться много- кратно, таким образом оценивают динамику изменений в семье.
Диагностика типов материнского поведения
В рамках изучения семьи В. В. Ткачева отдельно рассматривает диагностику психологического состояния матери и предлагает различать три типа материнского поведения:
• невротичный тип – пассивная личностная позиция, постоянный тревожный фон настроения, заниженная самооценка, присутствует мнимое стремление оградить ребенка от всех проблем, в действительности сама находит утешение в больном ребенке;
• авторитарный тип – активная жизненная позиция, неумение сдерживать свой гнев и раздражение, холодность или отстраненность от проблем ребенка, перекладывает ответственность на других;
• психосоматический тип – проявляются черты как первого, так и второго типа; сдержанна и холодна в общении, кажется отстраненной от проблем, хотя переживает чрезвычайно сильные эмоции, прячет истинные чувства глубоко внутри, борется с ними, ни у кого не просит помощи, решает проблемы одна.
Тип материнского поведения лежит в основе неадекватных вариантов воспитания ребенка с речевыми нарушениями : усугубляет первичный дефект и способствует формированию вторичных невротических расстройств. О. В. Бар- чина, Л. Н. Самородова приводят факты зависимости нарушения произношения от эмоционально-личностных особенностей матерей. Матери, преодолевшие тревожность, комплекс неполноценности, повысившие самооценку, несут свою новую жизненную позицию детям, которые ее активно перенимают. Это служит мотивирующим фактором улучшения социального микроклимата в семье, устраняет дезадаптацию ребенка с нарушением речи в обществе.