МААМ-картинки

Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи

Анна Романенко
Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи

Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, сложный процесс, так как связан с закрытостью и трудно- доступностью проблем в семейных отношениях. Начиная психолого- педагогическое изучение семьи, педагог должен прогнозировать, какой результат может получить, как будет работать с полученным материалом, что можно будет изменить в лучшую сторону. Различают диагностику семьи и диагностику детско-родительских отношений.

Публикация «Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи» размещена в разделах

Целью диагностической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушения- ми речи, является определение:

психологического климата,

• типа семейного воспитания,

• установок родителей по отношению к речевому дефекту ребенка и собственно ребенку.

Принципы психолого-педагогического изучения семьи :

• обязательное соблюдение этических норм (родители и дети не должны себя чувствовать объектами изучения);

• максимально полная, объективная и оперативная информация;

• целенаправленное, планомерное и систематическое изучение;

• использование комплекса методов психолого-педагогической диагностики;

• учет общих и частных положений при формулировании выводов;

• конфиденциальный характер результатов психолого-педагогического изучения.

Методы педагогической диагностики семьи : анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, беседа, посещение семьи ребенка, обсуждение педагогических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций и обсуждение вариантов их разрешения, участие родителей в жизни образовательной организации.

Пример теста изучения семьи ребенка с нарушением речи :

1) уровень педагогической культуры родителей:

• используют жизненный опыт,

• слушают и смотрят сюжеты на педагогическую тематику,

• сотрудничают со специалистами,

• участвуют в общественных мероприятиях,

• входят в организационные структуры родительских организаций, комитетов, фондов;

2) родительский ресурс:

• готовность оказать помощь по мере возможности,

• готовность оказать материальную или спонсорскую помощь,

• готовность оказать техническую помощь,

• готовность участвовать в мероприятиях,

• готовность участия в организации мероприятий, в общении со СМИ;

3) участие матери в воспитании:

• заботится о ребенке,

• отслеживает здоровье и самочувствие ребенка,

• контролирует и оценивает поступки ребенка,

• интересуется переживаниями и внутренним миром ребенка,

• совместно с ребенком участвуют в общественных мероприятиях;

4) участие отца в воспитании:

• материальное обеспечение семьи,

• стремление больше времени проводить в семье,

• разрешает конфликтные ситуации, связанные с ребенком,

• совместно с ребенком выполняет технические действия, мастерит,

• совместно с ребенком строит планы на будущее, выполняет их, совместно радуется удачам и переживает неудачи;

5) эмоциональный микроклимат в семье :

• отрицательно негативный,

• эмоциональная раздражительность,

• холодность, безразличие,

• восхищение, безраздельная любовь,

• доброжелательность, нежность.

Тест педагог заполняет на основании наблюдений и бесед с родителями, членами семьи ребенка с нарушением речи. Тест может использоваться много- кратно, таким образом оценивают динамику изменений в семье.

Диагностика типов материнского поведения

В рамках изучения семьи В. В. Ткачева отдельно рассматривает диагностику психологического состояния матери и предлагает различать три типа материнского поведения:

• невротичный тип – пассивная личностная позиция, постоянный тревожный фон настроения, заниженная самооценка, присутствует мнимое стремление оградить ребенка от всех проблем, в действительности сама находит утешение в больном ребенке;

• авторитарный тип – активная жизненная позиция, неумение сдерживать свой гнев и раздражение, холодность или отстраненность от проблем ребенка, перекладывает ответственность на других;

психосоматический тип – проявляются черты как первого, так и второго типа; сдержанна и холодна в общении, кажется отстраненной от проблем, хотя переживает чрезвычайно сильные эмоции, прячет истинные чувства глубоко внутри, борется с ними, ни у кого не просит помощи, решает проблемы одна.

Тип материнского поведения лежит в основе неадекватных вариантов воспитания ребенка с речевыми нарушениями : усугубляет первичный дефект и способствует формированию вторичных невротических расстройств. О. В. Бар- чина, Л. Н. Самородова приводят факты зависимости нарушения произношения от эмоционально-личностных особенностей матерей. Матери, преодолевшие тревожность, комплекс неполноценности, повысившие самооценку, несут свою новую жизненную позицию детям, которые ее активно перенимают. Это служит мотивирующим фактором улучшения социального микроклимата в семье, устраняет дезадаптацию ребенка с нарушением речи в обществе.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи
Опубликовано: 23 августа 2022 в 22:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы и методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД