Лучший педагог года

Обобщённый опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Годовых Светлана Александровна
Обобщённый опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Обобщённый опыт работы по теме :

«Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Актуальность проблемы.

Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

Публикация «Обобщённый опыт работы по теме „Приобщение дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах

Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания. Значение художественной литературы трудно переоценить. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.

Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты ещё в 30-е годы 20-го века Л. С Выготским. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.

Поняв важность формирования интереса к художественной литературе у дошкольников, я начала углубленно работать над этой темой.

Данные мониторинга «Формирование интереса и потребности в чтении», проведённого мною в 2016 году, когда мои дети посещали среднюю группу, показали, что почти половина детей в группе не проявляет интереса к книгам, слушают их невнимательно, не воспринимают содержание произведения. 47 % детей (13 человек) имеют низкий уровень сформированности интереса и потребности в чтении. (Диагностика комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой) Также мною было проведено анкетирование родителей «Книга в вашем доме», из которого стало понятно, что родители не уделяют в семье

достаточного внимания художественной литературе : не имеют домашних библиотек, мало читают сами, мало читают детям, не посещают с ними библиотек. А ведь именно семья играет ведущую роль по приобщению ребёнка к художественной литературе.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель: создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе. Для достижения поставленной цели мною были определены и следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные формы и методы работы.

2. Воспитывать в детях литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

3. Приобщать родителей к книжной культуре.

Содержание деятельности.

Для решения поставленных задач я, в первую очередь, пересмотрела предметно - пространственную среду в группе. Мною был создан книжный уголок. С помощью родителей в группе собран и постоянно пополняется книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу, устраивать выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном уголке присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов. Здесь же дети могут организовать сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров. В книжном уголке я разместила также плакат, где дети соответствующим значком обозначают книги, прочитанные ими самостоятельно или прочитанные родителями, что является очень эффективным методом повышения читательской активности. Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместной деятельности со взрослыми. Их тематика очень разнообразна. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Также мною была собрана картотека литературных игр, совместно с детьми оформлены альбомы с иллюстрациями к сказкам. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи развития литературного воспитания дошкольников, является организация педагогического процесса. Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО, я подобрала современные формы, приёмы и методы работы с детьми, которые способствуют формированию интереса к книге, чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, необходимо правильно отобрать произведения для чтения и рассказывания детям. Мною была создана картотека произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, я учитывала следующие критерии:

- идейная направленность книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции,

- конкретные педагогические задачи.

Данные критерии отбора позволяют эффективно использовать разнообразные методы, приёмы и формы приобщения детей к чтению. Мною использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой :

- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений);

- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);

- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);

- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).

Для лучшего восприятия текста детьми мною применялись такие современные приёмы, как:

- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении слушателя при чтении литературного произведения);

- графическое рисование (дети делают зарисовки по прочитанному, выражая своё отношение к нему);

- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам);

- модельный план (при рассказывании используются модели-схемы);

- рассказывание по ролям;

- рассказ от лица героя;

- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку).

Использование данных приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

Приобщение детей к художественной литературе осуществляется мною в разных формах работы с детьми : НООД, викторины, читательские пятиминутки, на которых дети ежедневно рассказывают о прочитанном, экскурсии, конкурсы чтецов. Эффективной инновационной формой работы является метод проектов. Мною были разработаны и реализованы проекты «Моя первая книга» (по произведениям Агнии Барто, «Ты откуда к нам пришла»? Результатом совместной деятельности детей, воспитателя и родителей в ходе реализации этих проектов стало проявление интереса детей к творчеству А. Барто, к истории возникновения книги, к современной литературе и её значению для каждого из нас.

Взаимодействие с родителями.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной я считаю работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе. В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- Информационно-аналитические, например, анкетирование «Нужна ли книга ребёнку», интервьюирование «Часто ли вы читаете?», проведение опросов, позволяющих выяснить насколько компетентны родители в вопросах приобщения детей к книге, а также узнать их запросы в информации на эту тему.

- Наглядно-информационные, например, родительские собрания, круглые столы, открытые занятия. Родители знакомятся с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, а также с приёмами домашнего воспитания.

- Познавательные, например, консультации, памятки, буклеты. Повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей.

- Досуговые, например, викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг. Они способствуют объединению всех участников образовательного процесса.

Данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты.

Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной; дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения. Диагностические исследования, проведённые в конце средней группы, показали, что высокий уровень сформированности интереса и потребности к книге имеют 30% детей (8 человек, а в конце старшей группы уже 48% (13 детей). Эти результаты подтверждают правильность и эффективность работы, проводимой мною на протяжении двух с половиной лет по формированию у детей интереса к художественной литературе. Своей дальнейшей задачей считаю разработку эффективной системы работы по приобщению детей к книге в младших и средней группах и распространение своего опыта работы среди коллег.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе Шелкова Л. В., Стародумова Л. А. (г. Барнаул, Россия, МБДОУ ЦРР «Детский сад №193», mbdou.kid193@barnaul-obr.ru) Художественная литература.

Приобщение детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе. Викторина «Умные сказки» «Умные сказки». Приобщения детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе (викторина). Воспитатель: Малышева.

Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка» Консультация: «Роль художественной.

Опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» с. Выльгорт Опыт работы "Приобщение.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Опыт работы «Приобщение детей младшей группы к книжной культуре и детской литературе» Представляем вашему вниманию отчет из опыта работы по приобщению дошкольников к книжной культуре и детской литературе. Цель – формирование.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента. Художественная литература служит.

Приобщение детей к художественной литературеПриобщение детей к художественной литературе .

Приобщение детей к художественной литературе Полноценное развитие малыша невозможно без литературы. Хорошая детская книга учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщённый опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 20:11
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД