МААМ-картинки

Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области

Марина Столярова
Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области» размещена в разделах

Читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Дошкольный возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность. Прививая любовь к произведениям детских писателей в эти годы, мы помогаем ребёнку приобретать первоначальные знания об окружающем мире и познать себя в нём, выработать навыки, привычки, характер, сформировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Через книгу ребёнок начинает различать понятия о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости, учится сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом.

Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли не только в устной, но и в письменной речи.

В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. В библиотеках создаётся среда для развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения.

Современные дошкольники разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искажённом виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Поэтому необходимо в детях с малых лет формировать творческого читателя. Воспитание дошкольников как читателей призваны наряду с детскими библиотеками, прежде всего – семья и дошкольные учреждения.

Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Нечитающие родители – воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.

Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как будущего читателя играют первостепенную роль. Одним из направлений является и педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры при формировании личности маленького читателя. Возрождение семейных чтений – это деятельность, которая окупится высоким результатом – воспитанием талантливого читателя, в будущем социально значимой личностью.

Библиотека становится центром читательского развития детей дошкольного возраста, выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. На помощь детской библиотеке приходят партнёрские отношения с дошкольными учреждениями. Воспитатели дошкольных учреждений помогают формировать первоначальные представления о детском книжном мире, закладывают основу культуры чтения дошкольников. Работа осуществляется в этом направлении в совместной деятельности с семьёй и дошкольными учреждениями. В её основе – воспитание творческого читателя-дошкольника с расширенным кругом читательских интересов.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии с детской библиотекой, семьё й: подбор детской литературы; посещение тематических мероприятий, проводимых детской библиотекой; совместная разработка и реализация детских исследовательских, творческих проектов; создание среды для формирования будущего читателя; осуществление работы в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

С 2020 - 2021 уч. г. наше СП является окружной опорной площадкой по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями детских писателей Самарской области через различные виды детской деятельности».

Свою работу по данному направлению деятельности мы начали с постановки цели: приобщить дошкольников к книжной культуре, через произведения детских писателей Самарской области, создание единой системы работы между ДОУ, семьёй, участвовать в воспитательно значимых проектах и программах федерального, регионального, муниципального и т. д. уровней.

Задачи: - познакомить детей с творчеством и биографией писателей Самарской области;

-формировать устойчивый интерес к художественной литературе;

- развивать интерес к библиотеке;

- способствовать развитию речи, памяти, внимания;

- повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книжной культуре;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

Работа построена на основе разработки и реализации долгосрочного проекта по теме опорной площадки. Мы познакомились с биографией и творчеством поэтов и писателей Самарской области, подобрали произведения в соответствии с возрастом детей. Например, в средней группе знакомим детей с произведениями Г. М. Цыплёнковой, Н. И. Подлесовой, в старшем дошкольном возрасте – В. И. Беспалова, Н. В. Агафонова.

В соответствии с направлениями Рабочей программой воспитания структурного подразделения: познавательное, социальное, патриотическое, трудовое, физическое и оздоровительное, этико-эстетическое, нами были распределены произведения писателей. Составили план работы, в котором определили различные виды детской деятельности, работа с семьёй, педагогами других групп, сотрудничество с детскими библиотеками города и области.

Работа с детьми: знакомство с творчеством, биографией, содержанием произведений, чтение, беседы, заучивание наизусть стихов, образовательная деятельность в интеграции, создание книжного центра, картотеки игр по произведениям Самарских писателей, лэпбуков, книжки-малышки руками детей, различные виды театрализованной деятельности, КВН, викторины, квест-игры, различные игры и развлечения.

Работа с семьё й: анкетирование, консультации и рекомендации, памятки, совместное посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, совместное изготовление атрибутов, игр по произведениям.

Работа с педагогами: обмен опытом на семинарах, консультации, тренинги, игры и упражнения, мастер-классы, совместное создание электронной библиотеки.

Работа с детскими библиотеками : посещение мероприятий, электронная библиотека.

Приобщение дошкольников к книжной культуре невозможно без организации предметно-пространственной среды в группе. В соответствии с планом работы периодически пополняем центр книги произведениями поэтов и писателей Самарской области, книжками-малышками, созданными детьми и родителями; атрибутами к театрализованным играм и центра физкультуры; аудио-книги; лэпбуки по произведениям авторов; подбираем и вносим настольные, развивающие дидактические игры по речевому развитию, а также необходимый материал для детского творчества.

Нами используются такие инновационные технологии, как:

- здоровьесберегающие;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные;

- технологии «Лэпбук»;

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения.

Продолжая работу над долгосрочным проектом по опорной площадке мы стремимся научить детей слушать и понимать художественный текст, расширить эмоционально – оценочная лексику, улучшить объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, внимательного отношения друг к другу, умение проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку, развивать личность и интеллект воспитанников, стремимся к творческому развитию детей, включая каждого в процесс воспитания, ориентируясь на высокий результат.

Итогом своей работы планируем создание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями детских писателей Самарской области.

Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов по приобщению к книжной культуре и в воспитании дошкольников!

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь»Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь» Бездумная эксплуатация людьми природных ресурсов на планете привела к тому, что существовавший задолго до их появления животный и растительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 19:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области» (включая файлы) размещена пользователем Марина Столярова (УИ 280360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД