Елена Васильевна Бизимова
Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ
Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в совреиенном ДОУ.
Бизимова Е. В. ,педагог-психолог высшей категории
МБДОУ г. Иркутска детского сада №156
Необходимость формирования гендерной культуры определяется тем, что социальная стратегия страны, направленная на создание условий для устойчивого развития государства, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование.
Публикация «Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Гендерная тематика - новая как для дошкольных образовательных учреждений, так и для родителей, но формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. Реализация гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий, обеспечивающих помощь родителям и воспитателям, и в первую очередь, самим мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т. д.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Проблема воспитании гендерной культуры у детей является актуальной в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы, так как при воспитании ребенка в дошкольном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.
Основная идея гендерного подхода в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, учет специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.).
Цель гендерного воспитания - в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках - традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Реализация целей и задач гендерного образования требует определения и разработки содержания, форм, гендерно - ориентированных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек на разных ступенях образования.
На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по гендерному воспитанию в ДОУ с детьми ведётся в соответствии с задачами образовательной области «Социализация».
В связи с введением в действие ФГТ произошли большие изменения в предметно - развивающей среде и воспитательно - образовательном процессе. При построении предметно - пространственной среды с учетом воспитания гендерной культуры у воспитанников необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: приказ Министерства образования и науки РФ№2151 от 20.07.11г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который включает ряд требований к созданию предметно - развивающей среды ДОУ; Проект Федерального института развития образования «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка; СанПиН.
Проблема проектирования и внедрения модели гендерного подхода в образовательный процесс ДОУ занимает значительный организационный период. Выстраивание модели образовательного пространства ведё тся по 6 направлениям:
1. организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребёнок, педагог, родитель) по вопросам гендерного воспитания детей;
2. знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их развития и воспитания;
3. просвещение родителей по вопросам гендерного воспитания и привлечение их к участию в образовательном процессе;
4. построение модели гендерного воспитания детей в ДОУ;
5. организация предметно - развивающей среды, способствующей гендерному воспитанию детей;
6. организация совместной и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку гендерной культуры воспитанников ДОУ.
Воспитание гендерной культуры в ДОУ должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей. Гендерное воспитание детей должно осуществляться с дифференциально - психофизиологических позиций, исходя из биологических, анатомо - физиологических, психологических различий мальчиков и девочек.
Для того, чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у воспитателей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность.
Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).
Свою работу по формированию гендерной культуры у воспитанников мы начали с изучения литературы по гендерному воспитанию, провели теоретический анализ научной литературы и педагогической практики по данной проблеме включающий : анализ документации, познакомились с отечественным и зарубежным опытом работы, провели семинары, анкетирование и опросы среди педагогов, родителей, специалистов.
Под гендерным измерением в образовании подразумевается оценка последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, статус детей в детском коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической и гендерной компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Таким образом, мы убеждены, что в детском саду необходимо продолжать работу по созданию условий, способствующих формированию гендерной культуры, устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.