Лучший педагог года

Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Яна Андреевна
Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста нередко является основанием для беспокойства родителей и педагогов, поводом для обращения к психологам. Нуждаемость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования о причинах возникновения агрессивного поведения.

Публикация «Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается в устойчивое качество личности. Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности - это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.

Есть много причин, почему дети проявляют агрессию. Агрессивное поведение ребенка чаще возникает в ответ на такие его чувства как страх, разочарование, зависть и отчаяние. Они также могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения. Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

Выделяем несколько основных источников агрессивного поведения у детей :

1) чувство страха и недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2) столкновение ребенка с невыполнением его желаний и запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3) отстаивание своей личности и обретение независимости и самостоятельности.

Различие между понятиями агрессия и агрессивность важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих увлечений, агрессивные действия прекращаются при достижении поставленной цели. Кроме мотивированной агрессии у детей дошкольного возраста наблюдаются агрессивные поступки, не имеющие никакой цели, кроме причинения вреда другому человеку. В этих случаях можно говорить о психопатическом формировании личности. Считается, что на агрессивные действия ребенка могут толкнуть факторы, инициирующие у него состояние депрессии и стресса. Развиваясь, ребенок как бы нащупывает способы своего поведения в разных, особенно в конфликтных, ситуациях, формирует собственную манеру общения, и этот стиль у него закрепляется. Следуя этому наблюдению, можно сделать вывод: если ребенок реагирует агрессивно, скорее всего, он и в дальнейшем будет прибегать к подобным действиям.

Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности. При этом, некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядит несколько по-другому.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позднее. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более впечатлительны, а грубое проявление агрессии обычно им не свойственно. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики: наблюдение; беседа и анкетирование родителей и воспитателей; проективные методики: «Несуществующее животное», «Кактус»

Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2020 в 09:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД