Папки-передвижки

Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации

Анастасия Вербицкая
Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации

Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного профессионального образования невозможно представить без реализации идеи его глобализации, предполагающей взаимодействие между различными национальными системами. Суть идеи глобального образования сводится к формированию свободной, непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу отечества и мира в целом. Важно отметить, что идея глобального образования по духу, исторически и по философии близка для российского просвещения, хотя в недавней российской истории ей необходимого значения не придавалось.

Публикация «Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации» размещена в разделах

В настоящее время в условиях политики открытости особую актуальность приобретают проблемы инкультурации, социализации, взаимовлияния и взаимодействия представителей различных культур. При этом наблюдается и углубление противоположной тенденции: культурной дифференциации, поиска и защиты собственной идентичности.

Цель исследования – выделение проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

на основе анализа педагогической литературы исследовать содержание накопленных педагогических знаний об аккультурации :;

рассмотреть педагогические условия инкультурации личности;

обосновать и педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса социализации.

1. Аккультурация : обзор проблемы, определение

Рассмотрим термин «аккультурация». В педагогической литературе данный термин представлен как процесс заимствования (заимствования) элементов другой культуры личностью или группой в результате взаимных контактов, миграции и изменения условий жизни [1, с. 76].

Выделяют следующие группы аккультурации :

а) предварительная аккультурация – группа подвергается чужим влияниям, принимает некоторое культурное содержание с целью лучшей охраны собственной культурной системы;

б) контролируемая аккультурация – заключается в восприятии избранное содержания чужого происхождения и интеграции его с собственной системой, без нарушения его основной структуры;

в) не намеренная аккультурация – происходит в ситуации постоянных пограничных контактов нескольких групп, что приводит к взаимным заимствованиям;

г) демократическая аккультурация – выступает в партнерских ситуациях интерперсональных отношений [5].

Исследователи выделяют следующие фазы аккультурации :

1. конфронтация культур, в которой происходят процессы взаимного познания, эффектом чего является восприятие определенного содержания чужой культуры, производится выбор на основе содержания распознавания и обоснование их потенциальной пригодности, привлекательности, функциональности в отношении к системе родной культуры;

2. адаптация нового культурного содержания в собственной аксиомой нормативной системы, которая является связанной с привлечением механизмов, которые модифицируют родную культуру;

3. декультурация, состоящая на исчезновении культурного содержания, характерного для собственной культуры вследствие полного перехода к чужой культуре (доминация).

Аккультурация может происходить естественным путем, когда менее развитый народ добровольно перенимает часть культуры другого народа, как правило, более развитого. Она также возможна искусственным путем, т. е. насильственной сменой культуры народа. При этом происходит ассимиляция культуры менее сильного народа. В последнее время появилось словосочетание «аккультурация молодежи», означающее этническую консолидацию подрастающего поколения, адаптацию национальных меньшинств (диаспор) к культуре «больших» народов, в среде которых они живут или вновь поселяются. Иногда это понятие используется для обозначения процесса лишения народа своей культуры на исторически своей территории с целью манипулирования его сознанием и действиями [5].

Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.

Еще недавно ученые называли лучшей стратегией аккультурации полную ассимиляцию с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, результатом которой является бикультурная или мультикультурная личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают эту стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, ценности, адаптируя социальные институты к их потребностям [7].

Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида.

В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре.

Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях [7].

В основе аккультурации лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как местные жители приобретают свои культурные особенности, т. е. проходят инкультурацию через взаимодействие друг с другом, так и приезжие знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации — это приобретение коммуникативных способностей в новой культуре.

Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

2. Педагогические условия инкультурации личности

Современные педагоги используют в своих научных исследованиях такой термин, как инкультурация – это усвоение родной культуры, также в ситуации контакта с другими культурами, внедрение в культуру, привлечение к участию в культуре, обучения культуры, что, как следствие, приводит к пониманию ее и ее ценностей [2, с. 23].

Инкультурация охватывает процессы, в результате которых культура определенного сообщества переводится из поколения в поколение, и в этом процессе принимают участие, главным образом, семья, школа, церковь, средства массового перевода. Декультурация – процесс, при котором взаимодействуют между собой представители двух или более культур, и в результате этого контакта исчезают определенные составляющие существовавшей до тех пор культуры.

С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ, pattern) какого-либо общества [5].

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.

Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение, следующих знаний и навыков [1] :

жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

социальная коммуникация : формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое – поведение культурного человека. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать [2].

В большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7–8 часов, а у испанцев – даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии – первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

В процессе первичной инкультурации значимое место принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться.

Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, – изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.

3. Социализация как педагогическое явление

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Можно выделить три основные проблемы, затрудняющие задачу дать определение социализации.

Первая проблема связана с разграничением понятий «инкультурация» и «социализация». В западной культурной антропологии, начиная с работ М. Херсковица и М. Мид, принято считать, что социализация является более общим понятием, означающим интеграцию в человеческое общество в целом, тогда как инкультурация подразумевает «освоение ребенком миропонимания и поведения, которые присущи носителям данной культуры» [7].

Сам процесс социализации часто неуловим, но его результаты очевидны и впечатляющи. Многие жизненные навыки, нормы поведения дети усваивают очень рано, без специального обучения, «впитывая», как воздух, традиции и опыт семейных отношений. Так, например, в любых жизненных обстоятельствах, даже в годы послереволюционного преследования властью большевиков, обязательно проявлялись «осколки» родовитых дворянских семей по каким-то едва уловимым особенностям своего образа жизни. То, что отпрыски дворянских семей впитали в детстве – все эти мелочи бытового обихода, формы отношений – создало особый колорит их поведения, общения и осталось на всю жизнь. Этот же механизм непосредственного восприятия среды и отношений формирует и асоциальный опыт детей (например, привычку к сквернословию в бытовой речи, потребление алкоголя как обыденного и обязательного продукта, низкие требования к гигиене и эстетике своего быта, приземленность семейных отношений и др.) [6].

При определении самого понятия «социализация» мы сталкиваемся не просто с обилием формулировок или разнообразием подходов к этому явлению у психологов и педагогов, но и с разными уровнями дефиниции.

Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:

1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, обучение.

2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.

5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации. Выделенные подходы реализации понятия социализации в педагогике различаются характеристиками механизма превращения социального в психическое и соответствующего ему субъекта социализации. Более убедительным являлся бы многомерный подход, то есть одновременный учет всех механизмов социализации. Но научная разработка такого подхода – еще не близкое будущее педагогики. Для ее сегодняшнего дня важно уже хотя бы понимание системности, одновременности и неравномерности социализирующих воздействий и индивидуальной самобытности реакций личности ребенка на эти воздействия [3].

Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана: 1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи); 2) спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, обнаружение их отличия от направленности официального воспитания).

Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А, как известно, организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процесса социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучение педагогической литературы по пробеме исследования показало, что процессы аккультурации, инкультурации и социализации взаимосвязаны.

Аккультурация описывает контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов является восприятие культурных норм и ценностей. Аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействи

Итак, можно сделать вывод, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, накладывая свой отпечаток на формирование личности, которая не может существовать, как член общества, без вхождения в культуру.

Специфика социализации проявляется, главным образом, в характере воздействий на личность ребенка со стороны институтов и агентов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится семье, которую с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основной институт социализации детей.

Список использованной литературы

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога : Екатеринбург, 2000 – 937 с.

2. Волошина М. С. Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов : Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2001. – 221 c.

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.

4. Калуженская Н. Ю. Педагогические условия формирования сознания в процессе аккультурации // Современные исследования. – №4, 2011. – С 17-21

5. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – С. 12 (448с.)

6. Мирдиянова Б. М. Социализация как педагогическое явление // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3 – С. 87-88

7. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – № 3. – 2012. : URL : https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ ( дата обращения: 03.11.2015).

Публикации по теме:

«Вышивание орнаментов Уральского региона как способ творческого осмысления культурного наследия своего народа» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных.

Игры для развития фонематических процессов.Игры для развития фонематических процессов. Игра "Починим телевизор". Цель: развитие навыков фонематического синтеза. Оборудование: заламинированный макет телевизора, "экран" которого.

ИКТ как средство развития познавательных процессов у детей с ОВЗ Педагог в своей профессиональной деятельности опирается, как правило, на традиционные методы воспитания детей. К сожалению, как показывает.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Понятие личности. Проблемы социализации личности Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Проблемы развития речи детей Современный мир невозможен без сотовых телефонов, телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетников, и. т. д. Еще несколько десятилетий назад.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Роль семьи в социализации ребёнка Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит.

Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 23:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД