Получи документы

Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях»

Татьяна Загудаева
Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях»

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями ставит задачу воспитания не только высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры, но и выявление на ранних этапах детей, заметно отличающихся от других детей в группе. Такой ребёнок задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят воспитателя в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Публикация «Педсовет „Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях“» размещена в разделах

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация и высокий уровень самообучения. Во втором издании «Рабочей концепции одаренности» дается следующее определение: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Согласно позиции разработчиков «Рабочей концепции одаренности», большинство детей имеют признаки одаренности : «потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей».

Одним из главных направлений работы в детском саду является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Развитие детской одаренности в сельских условиях сопряжено со множеством проблем : отсутствие узких специалистов в дошкольном образовательном учреждении, низкий уровень социокультурных условий, недостаточное финансирование районных ДОУ и как следствие – низкое качество предметно-развивающей среды в группах.

Без психолого-педагогического сопровождения в детском саду воспитатели сталкивается с трудностями выявления детской одаренности. Поэтому основной задачей в работе с дошкольниками является создание условий для творческого проявления детей во всех видах детской деятельности. На сегодняшний день, сельский воспитатель может выявить одарённого ребёнка, используя в своей работе мониторинг, наблюдение за деятельностью детей, оценивать результаты и характер деятельности, исходя из знаний о потенциале каждого дошкольника, и на основе этого строить индивидуальную работу. Но этого недостаточно.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. К большому сожалению, специалисты такого профиля зачастую отсутствуют в сельских детских садах, что, несомненно, затрудняет работу воспитателей в выявлении одарённых детей.

Обучение одаренных детей в сельских детских садах проводится в обычных группах, поэтому воспитатель подбирает для занятий материал повышенной сложности, также предлагается такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Большое внимание уделяется работе кружков. В нашем дошкольном учреждении для творчески одарённых детей создан кружок «Разноцветные ладошки», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами художественного творчества. Данные занятия помогают не только раскрыть в детях талант художника, но и способствуют формированию правильной речи.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.

Нужно помнить, что работа педагога со своим подопечным – это бесконечным тяжелый труд, который не должен прекращаться. Этот труд требует постоянного личностного роста педагога и повышения его профессиональных навыков. Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для эффективного развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ необходимо обеспечить следующие условия:

• создание разносторонней предметно-развивающей среды в группах;

• дифференциация игр и пособий по уровню сложности, создание системы усложняющихся заданий в различных видах деятельности;

• создание благоприятной психологической атмосферы (сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха в непрерывной образовательной деятельности;

• использование проблемных и развивающих методов обучения, использование современных педагогических технологий (экспериментирование, проектно-исследовательская деятельность, моделирование) ;

• взаимодействие с родителями;

• правильно организованная система планирования.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, единстве воспитания и развития. Поэтому нужно стремиться объединить усилия воспитателей вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Литература.

1. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М. : Изд-во Моск. психол. -соц. ин-та: Флинта, 2004.

2. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М., 1998.

3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.

Публикации по теме:

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Возрастная группа: Подготовительная Тема недели: «Транспорт» Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир транспорта» День недели.

Обсуждение проблемы раннего развития в родительском клубеОбсуждение проблемы раннего развития в родительском клубе В феврале встреча в родительском клубе "Ладушки" была посвящена теме "Раннее развитие - вред или благо". Сначала мы предоставили слово психологу.

Пропаганда и продвижение энергосбережения в дошкольных учреждениях Пояснительная записка Актуальность. Бюджетная сфера является довольно энергоемкой : ежедневно ее объекты потребляют около 40 млн. т. у. т. ,.

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Документы нормативной правовой базы системы ДО Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Упрямство — одно из ранних проявлении нарушения поведения. Сопротивление — это нечто иное. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться.

Проект «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях» Тема: «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях» Актуальность : Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях.

Ретроспективный анализ проблемы развития речевой деятельности Изучение развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества связано с проблемой - увеличением количества детей.

Тест-анкета, выявления потенциала одарённости ребёнка Тест-анкета, выявления потенциала одарённостиРазработана Американскими психологами А. де Ханом и Г. КафомРебёнок имеет музыкальный талант,.

Автор публикации:
Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях»
Опубликовано: 8 августа 2015 в 15:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД