Елена Леонидовна Леонтьева
Проект для детей 5–6 лет «Азбука природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кебанъельский детский сад «Сказка»
Проект «Азбука природы»
[/b]
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся 5 – 6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Леонтьева Елена Леонидовна,
п. Кебанъель 2021 г.
Пояснительная записка
Проект «Азбука природы» составлен в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Азбука природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (п. 3.6);
• Федеральный Закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
• Устав МДОУ Кебанъельский детский сад «Сказка» и другие нормативные документы, регламентирующими деятельность организации.
Современные дети отличаются от детей прошлых поколений любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если раньше ребенок 5-6 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря средствам массовой информации, компьютеру, в частности, Интернету, и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у детей оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы детей и удовлетворить их любопытство, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и соединить новые знания с приобретенным опытом.
Новизна проекта «Азбука природы» заключается в следующей деятельности:
установить взаимосвязи между разнообразными и разрозненными знаниями ребёнка об окружающем мире природы и его жизнедеятельности;
способствовать формированию экоцентрического мировоззрения (вместо эгоцентрического);
дать учащимся первоначальный опыт природосберегающей и созидательной деятельности;
Актуальность данного проекта заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и позволяет детям на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дать обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.
Педагогическая целесообразность
Мотивационная специфика детей дошкольного возраста заключается в их широте интересов и любознательности. Детей интересуют многие явления окружающего мира. Содержание проекта предусмотрено экологическое просвещение детей дошкольного возраста и развитие умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Благодаря включению детей в освоение данного проекта, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Отличительные особенности
Проект «Азбука природы» носит практико-ориентированный характер и направлен на интеллектуальное воспитание личности ребенка, развитие познавательной активности и творческой самореализации.
В основу проекта легли игровые и исследовательские технологии с целью удовлетворения потребности детей в творческих играх и реализации через них социальных интересов детей.
Адресат проекта
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации: 9 месяцев
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся два раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 20-25 минут.
Формы проведения занятий: индивидуальная, парные, групповая и фронтальная.
Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Цели и задачи:
Цель проекта: формирование у детей понимания основных взаимосвязей в системе «природа - природа» и «человек - природа» путем активизации познавательной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
• формирование представления о предметах и явлениях природы;
• расширение знаний о биологическом разнообразии всего живого на Земле;
• раскрытие в доступной форме взаимосвязи, существующие в природе;
• расширение знаний в области рационального природопользования;
• расширение представлений по охране окружающей среды и здоровья человека.
Развивающие:
• развитие умений проводить опыты, наблюдения и самостоятельно анализировать их результат;
• развитие мотивации на соблюдение основных правил поведение в природе;
• развитие творческих способностей;
Воспитывающие:
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование потребности принимать участие в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровья человека.
Содержание проекта
Учебный план
№ Тематический блок количество часов
теория. практика. всего
1. Вводное занятие 1 1 2
2. Осень 9 9 18
3. Зима 8 8 16
4. Юные экологи 3 3 6
5. Эти удивительные животные 5 5 10
6. Весна 4 4 8
7. Зелёные друзья 3 2 5
8. Итоговое занятие - 1 1
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (2 час)
Теория: Вводное занятие. Презентация кружка. Техника безопасности.
Практика: Игры на знакомство.
2. Осень (18 часов)
2.1 «Признаки осени»
Теория: Осень. Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Задания на сравнение (лето-осень)
Практика: Игра «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи)
2.2 «Растения на нашем участке»
Теория: Какие растения есть на участке детского сада. Что с ними произошло осенью.
Практика: Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке детского сада. Игра «Найди такой же».
2.3 «Перелетные птицы - кто они?»
Теория: Беседа о том, почему осенью птицы улетают на юг. Как они готовятся к отлету. Какие птицы улетают.
Практика: Рисование «Перелетные птицы»
2.4 «Поведение птиц на участке детского сада»
Теория: Беседа о том какие птицы прилетают на участок детского сада.
Как мы их называем. Как мы им помогаем.
Практика: Наблюдение за птицами на участке. Акция «Покормим птиц»
2.5 «Животные осенью»
Теория: Беседа о том что животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Чтение произведения «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Практика: игра «Мама и детеныши»
2.6 «Явления природы – дождь, снег»
Теория: беседа о природных явлениях дожде и снеге. Осенью идет моросящий холодный дождь. Поздней осенью идет первый снег, но он иногда тает. Народные приметы о дожде и снеге.
Практика: Игра «Снег кружится», «Солнышко и дождик»
2.7 «Образование осадков»
Теория: Беседа о том, как вода переходит из одного состояния в другое, что такое испарение.
Практика: Опыты «Откуда берется дождь?»
2.8 «Образование льда»
Теория: Беседа о том, как вода переходит из одного состояния в другое, что такое лёд.
Практика: Опыты «Какой он Лёд.»
2.9 «Удивительная Осень»
Теория: Беседа о том какая бывает ранняя осень и как она изменяется поздней осенью.
Практика: Викторина «Удивительная Осень»
3. Зима (16 часов)
3.1. «Как узнать, что пришла зима?» (Признаки зимы)
Теория: Зима. Признаки зимы: ночь становиться длиннее, солнце становиться выше и не греет, иней, снег, деревья без листвы.
Практика: Экскурсия «Зимняя природа».
3.2 «Какой он снег»
Теория: Беседа о снеге его свойствах, как образуются большие сугробы, какой бывает снежинка.
Практика: Опыты со снегом.
3.3 «Как узнать, что пришла зима?» (Поведение зверей и птиц в зимний период)
Теория: Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении зимы. Поведение зверей и птиц в зимний период. Кто ложится в спячку и почему. Вечнозелёные деревья зимой: почему не сбрасываю листья. Меняют ли свои хвоинки вечнозелёные деревья?
Практика: Рисуем зимнюю картину.
3.4 «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (птицы)»
Жизнь животных в зимнее время года. Зимующие птицы. Где живут и чем кормятся. Почему зимой птицам нужна помощь человека, и как можно им помочь.
Практика Акция по подкормке птиц на территории МДОУ Кебанъельский детский сад «Сказка». Игра «кто улетел на юг».
3.5 «Кому как зимой живется? Как зимой живется растениям»
Теория: Жизнь растений в зимнее время. Помощь и уход уличным и комнатным растениям в зимний период.
3.6 «Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (рыбы)»
Теория: Жизнь животных в зимнее время года. Что делают рыбы зимой, их поведение. Как живут и чем кормятся. Что такое заморы и как они могут навредить рыбам.
Практика: Создание газеты о жизни рыб зимой.
3.7 «Красавица зима»
Теория: Беседа о зиме Просмотр репродукций о зиме.
Практика Викторина «Животные зимой».
3.8 Экологическая акция «Не рубите, люди, лочки!»
Теория: Рассказать о значении еловых лесов в природе и для человека.
Практика: изготовление аппликации из подручных материалов «Ёлочка»
4. Юные экологи (6 часов)
4.1 «Гости приходили».
Теория: Как вести себя в природе, чтобы не разрушить невидимые нити. Экознаки. Что такое экознаки и их значение. Создание людьми организаций, занимающихся охраной природы. Бережное отношение к окружающему миру. Знакомство с Красной книгой.
Практика: нарисуем экознаки.
4.2 «Добрая книга».
Теория Обсуждение «правильных» и «неправильных» поступков в природе. Поиск альтернативных «неправильным» поступкам.
Практика Рисунки «так поступать нельзя, надо поступать так». Создание «Доброй книги».
4.3 «Для чего нужны цветные контейнеры?».
Теория Что такое раздельный сбор мусора. Откуда берутся и куда деваются отходы. Как перерабатываются отходы в природе. Как устроена свалка. Как работает мусоросжигательный завод. Как сортировать мусор.
Практика Игра «Мусор к мусору».
5 Эти удивительные животные (10 часов)
5.1 «Животные это - …»
Теория: Какие группы животных существуют. По каким признакам животные подразделяются на группы. Систематизация групп животных.
Практика: Игра «Животное - не животное», игра «Животные».
5.2 «Звери нашей Земли»
Теория: Разнообразие млекопитающих на Земле. Самая многочисленная группа. Самое большое и самое маленькое млекопитающее.
Практика: Игра «Кто, где живёт».
5.3 «Звери нашего леса»
Теория: Разнообразие млекопитающих РК.
Практика: Игра «угадай, кто это был» (решение экологических задач).
5.4 «Звери нашего дома»
Теория: Домашние животные. Взаимовыгодное сотрудничество человека и животных. Обсуждение сказки Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» (или мультфильм)
Практика: Нарисовать свое домашнее животное
5.5 «Идеальный полёт»
Теория: Летающие животные (белка летяга, летучая мышь, летучая рыба, летающая ящерица и другие). Их приспособленность к полёту: перепонки, крыло.
Практика: Игра «летающие животные»
6. Весна (8 часов)
6.1. «Тает снег – весна пришла!»
Теория Весна. Признаки весны: солнце греет землю, проступают первые цветы, сырость на улице, ручьи, природа просыпается. Как люди, как животные, как растения и все вокруг узнают о наступлении весны. Просмотр репродукций про весну. Музыкальные произведения.
Практика Экскурсия «весенняя природа».
6.2 «Тает снег – поведение животных»
Теория Поведение зверей, насекомых и птиц в весенний период. Гнездование птиц.
Практика Игра «Кто прилетел с юга и вышел из спячки?»
6.3 «Тает снег – первые цветы!»
Теория Первые весенние цветы. Разнообразие первых цветов. Первоцветы РК. Особенности роста и развития.
Практика Изготовление весенних цветов из бумаги.
6.4 «Тает снег – уроки безопасности»
Теория: Правила поведения на улице и возле воды.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «уроки безопасности в весенний период».
7. Зелёные друзья (6 часов)
7.1. «Цветущие травы»
Теория: Особенности травянистых растений. Разновидности трав и их характеристика.
Изготовление панно из трав.
Практика: Викторина «Цветущие травы»
7.2 «Эти разные кустарники»
Теория: Какие бывают кустарники. Особенности кустарников. Их отличия от деревьев.
Практика: Выставка рисунков в нетрадиционной технике «Шиповник»
7.3 «Грибы нашего леса»
Теория: Какие грибы растут в наших лесах. (1час)
Итоговое занятие: (1час)
Круглый стол. Подведение итогов. Награждение за успехи.
Календарный учебный график представлен - Приложение 1
Календарный план воспитательной работы – Приложение 2
Планируемые результаты
По окончании проекта воспитанники достигнут следующих результатов:
Личностные:
• Развито ценностное отношение к объектам природы;
• Сформирована потребность в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровье человека.
Метапредметные:
• Сформированы навыки соблюдения культурного поведения в природе;
• Развито умение объяснять взаимосвязи в природе и на основании этого проводить наблюдения и опыты;
• Развито умение самостоятельно анализировать результат своей работы;
• Получат основные навыки оформления творческих работ.
Предметные:
• Сформировано представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира;
• Расширено знание о взаимосвязях в природе и влияние на неё деятельности человека;
• Расширено знание о биологическом разнообразии всего живого на Земле;
• Расширено знание в области рационального природопользования.
Условия реализации проекта
Программа реализуется на базе МДОУ Кебанъельский детский сад «Сказка». Занятия проводятся в групповом помещении.
Материально-техническое обеспечение проекта:
№ Наименование Количество Примечание
1. Помещение 1
2. Стол 10 шт.
3. Стул 10 шт.
4. Доска железная 1 шт.
5. Канцелярские товары (ватман, бумага офисная А4, ножницы, ручка, блокнот для записей По мере необходимости
6. Ноутбук 1 шт.
7. Флеш-накопитель 1 шт.
8. Проектор мультимедиа 1 шт.
9. Учебно-методическая литература
Методическое обеспечение проекта:
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- наглядный (выполнение работ по схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Характеристика оценочных материалов проекта
№ Предмет оценивания Формы и методы оценивания Критерии оценивания Показатели оценивания Виды контроля/
аттестации
1. Определение исходного уровня развития дошкольников Тестирова-ние, наблюде-ние Выполнение 5 индивидуальных заданий. • высокий уровень –задание выполнено без ошибок;
• средний уровень –задание выполнено с 1–2 ошибками;
• низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Входная диагностика
2. Определение степени освоения программы Тестирова-ние, наблюде-ние Выполнение 5 индивидуальных заданий. • высокий уровень –задание выполнено без ошибок;
• средний уровень –задание выполнено с 1–2 ошибками;
• низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Промежуточная диагностика
3. Определить конечный уровень освоения программы Тестирова-ние, наблюде-ние Выполнение 7
индивидуальных заданий.
(по каждой теме) • высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
• средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые,
нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
• низкий уровень – задание выполнено неправильно. Итоговая диагностика
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Белая К. Ю., Инновационная деятельность в ДОУ. / К. Ю. Белая- М. : ТЦ Сфера, 2004 .-64с.
2. Дежникова Н. С. ,Цветкова И. В. Экологический практикум: проекты,поиски, находки. - М. : Педагогическое общество России, 2001.-107с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. - М. :Мозаика-Синтез,2004.-98 с.
4. Чердымова. Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников. Электронный ресурс.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М. : Издат. Центр «Академия»,2011г. ,336 с.
6. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в
детском саду. -М. : Мозаика-Синтез,1999.-224 с.
8 Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду// Первое сентября. -2005.№17.- С. 11-15.
9. Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж, ИП Лакоценина Н. А. ,2012
10. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников.
Живая экология. -М. :Сфера,2009. Иванова А. И. Мир растений
11. Каталог “Юному сборщику лекарственных растений, грибов, дикорастущих плодов и ягод” / авт. -сост. И. Гурьева, Н. Линник и др. Изд. “Калининградская правда”. Калининград. 1987. 160 с.
12. «Зелёный пакет»: комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009
Приложение 1
Календарный учебный график
№ Месяц Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. Сентябрь Беседа Игра 2 ч Вводное занятие Входящий: Опрос
18 ч. Осень
2. Сентябрь Занятие Игра 2ч Признаки осени «Чудесный мешочек» группа
3. Октябрь Наблюдение 2ч. Растения на нашем участке
«Найди такой же» Участок детского сада
4. Октябрь Занятие, Творческая деят-ть 2 ч. Перелетные птицы - кто они? Рисование Группа
5. Октябрь Занятие, Наблюдение 2 ч. Поведение птиц на участке детского сада. Участок детского сада
6. Октябрь Занятие, Игра 2 ч. Животные осенью.
«Мама и детеныши» Группа
7. Ноябрь Занятие 2 ч. Явления природы – дождь, снег. Группа
8. Ноябрь Занятие, Экспериментальная деят-ть 2ч. Образование осадков. «Откуда берется дождь» Группа
9. Ноябрь Занятие,Экспериментальная деят-ть 2ч. Образование льда «Какой он - Лёд» Группа
10. Ноябрь Занятие - игра 2 ч. Викторина «Удивительная Осень» Группа Промежуточный контроль
16 ч Зима
11. Декабрь Занятие, Экскурсия 2 ч Как узнать, что пришла зима? (Признаки зимы) Зимняя природа Группа
12. Декабрь Занятие,Эксперимент. деят-ть 2 ч Что такое снег?
Опыты со снегом. Участок детского сада
13. Декабрь Занятие Наблюдение 2 ч Как узнать, что пришла зима?
(поведение зверей и птиц в зимний период) Группа
14. Декабрь Занятие,Игра 2ч Кому как зимой живется? Как зимой живется животным (птицы) Группа
15. Январь Занятие, Игра 2 ч. Кому как зимой живется? Как зимой живется растениям. Группа
16. Январь Занятие, Игра 2 ч. Кому как зимой живется? Как зимой живется рыбам. Группа
17. Январь Занятие, Игра 2 ч. Игра -викторина «Животные зимой»
Группа
18. Январь Занятие, Игра 2 ч. Не рубите, люди елочки Группа Промежуточный контроль
6 ч. Юные экологи
19. Февраль Занятие, Игра 2 ч. Гости приходили Группа
20. Февраль Занятие, Творческая деят-ть 2 ч. Добрая книга
21. Февраль Занятие, Игра 2 ч. Для чего нужны цветные контейнеры
Мусор к мусору Группа
10 ч Эти удивительные животные
22. Март Занятие, Игра 2 ч. Животные это -.
«Животное – не животное» Группа
23. Март Занятие, Игра 2 ч. Звери нашей Земли
«Кто, где живет» Группа
24. Март Занятие 2 ч Звери нашего леса «Угадай, кто это был» Группа
25. Март Занятие Творческая деят-ть 2 ч. Звери нашего дома
«Мое домашнее животное» Группа
26. Март Занятие Игра 2 ч. Идеальный полет (летающие животные) Группа Промежуточный контроль
8 ч Весна
27. Апрель Занятие, Игра 2 ч. Тает снег – весна пришла. Признаки весны. Участок детского сада
28. Апрель Занятие, Игра 2 ч. Тает снег – поведение животных
«Кто прилетел с юга и вышел из спячки» Группа
29. Апрель Занятие, Творческая дет-ть 2 ч. Тает снег – первые цветы Группа
30. Апрель Занятие, Игра 2 ч. Тает снег- уроки безопасности Группа Промежуточный контроль
6 ч Зеленые друзья
31. Май Занятие, Игра 2 ч. Какие бывают цветущие травы. Группа
32. Май Занятие, Игра 2 ч. Эти разные кустарники Группа
33. Май Занятие Итоговое 2 ч.
Подведение итогов