Проснякова Наталья Георгиевна
Проект «И большой и маленький очень любят валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско – творческий проект
Авторы проекта :
Проснякова Наталья Георгиевна воспитатель подготовительной группы;
Хлопкова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель:
Паспорт проекта
Наименование проекта "И большой и маленький любят очень валенки"
Основные разра-ботчики проекта воспитанники и воспитатель подготовительной группы, родители воспитанников.
Цель проекта
Публикация «Проект „И большой и маленький очень любят валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Величина, сравниваем по величине
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
создать условия, раскрывающие эмоциональный и творческий потенциал наших детей, сформировать у них чувства сопричастности к культурному наследию своего народа и родной страны.
Найти ответ на вопрос: почему люди на Руси так любят валенки?
Задачи проекта :
- познакомить детей с историей обуви на Руси, с традиционной русской обувью - валенки;
- расширять представления детей о русской народной обуви – валенки;
- формировать у воспитанников предпосылки поисковой деятельности;
- совершенствовать всестороннее развитие творческих, познавательных способностей детей;
- активизировать мотивацию родителей, формирование семейных и национальных традиций в жизни ребенка (семья, детский сад);
- формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Сроки с 10 января по 20 января 2017г.
Этапы реализации проекта 1-й этап : подготовительный - сбор информации, мате-риала.
2-й этап: организационный - разработка содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми.
3-й этап: проведение непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками,
- с педагогами детского сада;
- организация совместного развлечения детей и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, презентация опыта).
Перечень основ-ных мероприятий Сбор материалов для реализации проекта
Разработка плана реализации проекта
Разработка содержания НОД с детьми
Консультирование родителей по теме проекта
Выставка- конкурс аппликации «Валенки»
Выставка «Дизайн валенка»
Выставка «Поделка из валенка»
Фотоальбом «От старины к современности -валенки»
Просмотр фильма «Путешествие на фабрику валенок»
Просмотр презентаций: «От старины до современности. Валенки», «Русские валенки», «Зимние забавы»;
Слушание песен Руслановой Л. «Валенки, да вален-ки…»
Чтение художественной литературы по теме;
Знакомство с народным творчеством (загадки, потешки, частушки) по теме;
Проведение мастер-класса с детьми и педагогами «Ва-ляем наши валенки для Вареньки»
Выставка «Валенки, валенки не подшиты маленьки»
Участники проекта Дети подготовительной группы, родители воспитанни-ков, педагоги детского сада, воспитатель и музыкальный руководитель.
Ожидаемые ко-нечные результаты реализации проек-та В результате выполнения проекта будет достигнуто :
Сформированы индивидуальные качества личности ребенка: умение ставить цель, находить информацию, делать выводы, презентовать свой опыт как исследователя.
Сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; умение использовать шерсть для валяния валенок
Сформирован интерес к истории, национальным традициям русского народа;
Вовлечены родители в совместную познавательно-творческую деятельность с детьми
Презентация про-екта Праздник «Зимняя забава – русский валенок»
Презентация итогов проекта на методическом объеди-нении воспитателей ДОУ.
Предлагаемый проект реализуется в рамках программы
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Под редакцией:
Н. Е. ВЕРАКСЫ,
Т. С. КОМАРОВОЙ,
М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ.
Актуальность проекта
В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод, наиболее целесообразная форма для решения задач формирования личностных качеств человека так необходимых для социализации в современном мире: активность мысли, деятельность, умение быть коммуникабельным – уметь задавать вопросы, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, не бояться отстаивать свою точку зрения, уметь находить не стандартные решения. Ребенок становится исследователем в полном смысле этого слова, во-вторых: позволяет объединить детей, родителей и воспитателей.
Чем глубже познает ребёнок таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И один из таких вопросов – почему, несмотря на огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого, люди все равно продолжают носить валенки?
Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами. Так что есть предпосылки к тому, чтобы все вновь начали носить эту удобную и полезную традиционную обувь.
Проектная идея : сплотить взрослых и детей и приобщить к русским традициям и истории.
Новизна материала
Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру.
Приобщение детей к славянским традициям труда. Наши предки умели взять от природы необходимое по праву, не нарушая гармонии окружающей жизни.
Мы стремимся к возрождению и использованию в современной жизни трудового опыта и знаний русского народа.
Сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров – это актуальный объект творчества.
Чувствуя пальцами овечью шерсть, ребёнок ощутит что-то такое, что согреет его душу, даст возможность приблизится к тому великому русскому, которое зовется – патриотизмом и любовью к родине; ощутить себя – мастером, гордость за себя. Участие в творческих конкурсах пробуждает в детях интерес к творческой работе. А занятие традиционными ремёслами даёт особую радость творчества и единения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап «Проблемная ситуация»
Вопрос «Почему люди на Руси так любят валенки?»
Задачи для участников проекта
Педагог Дети Родители
составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности, вовлечь родителей в реализацию проекта. вхождение в проблему, вживание в игровую ситуа-цию, принятие задач и це-лей, а также дополнение за-дач проекта.
проводят исследования и опыты.
Оказывают детям помощь в поиске информации по теме;
Помогают в оформлении сообщений по теме;
участвуют в оформлении итогов в презентационной форме, помогают детям рас-сказать о своем проекте;
чтение художественной ли-тературы, предложенной воспитателями;
участвуют в выставке «Ва-ленки – новый дизайн»
Три вопроса, на которые нужно найти ответ
(стилистика ответов детей сохранена)
Что мы знаем о валенках Что хотим еще узнать Как найти ответы на вопросы
Валенки – это такие сапоги.
Их носят бабушки и дедушки.
А моя бабушка и летом носит маленькие валенки.
Дед Мороз приходит в вален-ках.
Когда я была маленькая мне тоже одевали валенки, они та-кие жесткие.
Почему они жесткие;
Почему валенки такие круглые;
Из чего все-таки они сделаны;
Откуда взялась эта обувь;
Почему бабушки носят валенки;
Спросить у родителей и других взрослых.
Посмотреть в книгах.
Посмотреть по телевизору, там есть передача «Галелео»
Спросить в телефоне у ГУГЛ
Дополнительные проблемные вопросы решаемые в процессе проекта (для индивидуальных сообщений)
Кто хочет узнать:
Какая история появления валенок на Руси.
Какие есть загадки о валенках;
Какие песни есть о валенках
Какие есть стихи о валенках.
Кто хочет узнать у своих бабушек и дедушек какую обувь они носили в детстве.
Полезно ли носить валенки.
2 этап - реализация проекта
На втором этапе реализовывался разработанный план проекта. Второй этап заключался в реализации плановых мероприятий с детьми и их родителями во время непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
План реализации проекта
Этапы ра-боты над проектом, сроки Формы работы в проекте
Содержание
Ответст-венные Формы продуктов про-ектной деятельности
Организа -ционный
Разработка про-екта
Воспитатель группы
Схема замысла проекта (содержание деятельности участников проекта)
Консультации для родителей
Беседа о пред-стоящей работе по теме «Почему любят валенки на Руси» Индивидуальные беседы с детьми и их родителями по выбранной теме сообще-ния.
Работа с инфор-мационными источниками
Анализ и отбор материалов для проекта Музыкальный руководитель,
воспитатель Методическая копилка про-екта
- видео записи песен и тан-цев о валенках
- подбор народных под-вижных игр с валенками;
- разучивание с детьми му-зыкальных номеров для праздника.
сценарий вечера развлече-ний.
Методическая работа, консуль-тирование Разработка мето-дических и дидак-тических мате-риалов для проек-та.
Воспитатель Подборка видеоматериалов об изготовлении валенок «Путешествие на фабрику валенок», презентации «Из истории валенок», «Исто-рия открытия обуви»,
Конспекты занятий,
дидактических игр,
индивидуальных занятий, консультаций о поделках с использованием валенок.
Реализация проекта
Музыкальное занятие Дети учатся рас-певать тексты пе-сен Музыкальный руководитель Методическая разработка (конспект музыкального занятия)
Чтение расска-зов М. Пришвин “Дедушкин ва-ленок”, С. Гришунин “Дедушкины ва-ленки”,
В. Новиков. Сказка “Теплые валенки”; Дети обсуждают содержание рас-сказов; эмоцио-нально отклика-ются на содержа-ние рассказов. Воспитатель Чтение текста рассказов
Исследование валенка
Дети исследуют валенок; отвечают на вопросы: из какого материала изготовили вале-нок, как получи-лось что у валенка нет ни швов, ни застежек и т. д. Воспитатель Валенки, беседа с детьми по теме, проблемные во-просы,
Исследование шерсти, сравне-ние шерсти с другими мате-риалами
Эксперимент «Какой материал подойдет для изготовления валенок» Дети исследуют разный материал: шерсть овцы, синдепон, вата;
Учатся различать натуральный ма-териал от искус-ственного;
Воспитатель Проблемные вопросы, бе-седы, выдвижение предпо-ложений, доказательство своих выводов.
Представление индивидуальных сообщений де-тей по теме
Дети презентуют свои сообщения, отвечают на во-прос детей, если у детей они возник-ли воспитатель Презентация мини-книжек «Загадки», «Стихи и час-тушки о валенках», «Как появились валенки»
Рисование «Мой любимый вале-нок» Дети проявляют творчество и ин-дивидуальность в раскрашивании силуэта валенка Воспитатель Методическая разработка (конспект занятия)
Аппликация «Мы дизайне-ры» Дети украшают аппликацией си-луэт валенка воспитатель Методическая разработка (конспект занятия)
Мастер-класс «Мы валяем ва-ленки для Ва-реньки» с деть-ми и педагогами детского сада Дети самостоя-тельно валяют ва-ленки для куклы Вареньки; учатся изготавливать ва-лянную обувь по технологии валя-ния валенок.
воспитатель Приготовленная презента-ция, материал для валяния: шерсть по выбору разного цвета, мыло, заготовка ва-ленка, вода.
Режимные мо-менты Просмотр видео-материалов об из-готовлении вале-нок Воспитатель Аудио материалы - диск CD - R
Загадывание зага-док, стихов, час-тушек из книжек-малышек, которые приготовили дети Ребенок Книжка малышки
Выставка поде-лок «Новый ди-зайн валенка» Родители пред-ставляют поделки с использованием валенка Воспитатель
родители Выставка поделок
Праздник «Зим-няя забава – рус-ский валенок» Презентация про-дуктов творческой деятельности де-тей и взрослых Музыкальный руководи-тель,родители, воспитатель Методическая разработка музыкального развлечения
"Зимняя забава – русский валенок»"
Рефлексия
(4-я неделя) Опрос родите-лей, детей Самоанализ ре-зультатов участия в проекте Музыкальный руководитель, воспитатель Анкетирование,
интервьюирование
Оформление портфолио про-екта Систематизация и доработка мате-риалов проекта Музыкальный руководитель, воспитатель Портфолио с материалами проекта
Подготовка ма-териалов для презентации проекта педсо-вете Самоанализ ре-зультатов проекта Музыкальный руководитель
воспитатель Презентационные материа-лы
Третий этап проекта - рефлексия. На этом этапе подводились итоги проекта, обозначались ре-зультаты, проходила презентация проекта.
В ходе реализации проекта у детей повысился интерес к истории обуви, появилась осознан-ность их необходимости и важности, желание надевать валенки в холодную погоду. Мы узнали, что валенки очень полезная обувь. Проект помог организовать активную творческую и деятельность, которая способствовала гармонизации отношений: педагог - дети, родители - дети, педагог - родители. Проектная деятельность позволяет развивать в детях индивидуальность.
Используемые интернет ресурсы:
Презентации для дошкольников --https://ppt4web.ru/mkhk/istorija-otkrytija-obuvi.html
Все о валенках - https://art-valenok.ru/
История валенка - https://womanadvice.ru/russkie-valenki
Песни о валенках - https://xmusik.me/q/lsu8wLXo5caR-orutvoXs8eD5lC22KjTpNKm_bfgi8Cfsm2Z5eD4uIiVypbgptOk-IHTuI8/
Различные проекты о валенках https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-dlja-detei-starshei-grupy-ruskie-valenki.html
https://multiurok.ru/files/poznaniie-v-starshiei-ghruppie.html