Ольга Дубровина
Проект «Что у нас под ногами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Что у нас под ногами?»
Автор проекта: воспитатель Дубровина Ольга Александровна
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Публикация «Проект „Что у нас под ногами“ в средней группе» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познаёт окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – почва, песок, глина и камень? Знакомство детей с песком и камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей
Цель проекта: развитие познавательного интереса к неживой природе, развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта для детей:
1. обогащать представления детей об объектах неживой природы (песок, глина, почва, камни);
2. познакомить детей с почвой её особенностями, значением в жизни растений.
3. Познакомить с некоторыми почвенными обитателями, с ролью дождевых червей в круговороте вещества;
4. формировать осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы
Ожидаемые результаты по проекту:
дети научатся проводить простейшие опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью; дети познакомятся с почвой, песком, глиной, камнями, с их свойствами и значением;
будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы
Этапы проектной деятельности:
1 этап- подготовительный.
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
2 этап – основной.
Понедельник.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе (проводит Шалун)
Беседа: «Что у нас под ногами?»
Наблюдения:
«Кто живет в почве?»
«Чем дышат почвенные жители?»
Поисково-исследовательская деятельность на закрепление знаний о свойствах и качествах почвы.
1. Воспитатель кладет на белый лист немного почвы, предлагает детям рассмотреть ее, определить цвет, запах, рассмотреть через лупу: что видно в почве? (Почва состоит из мелких частичек, мельче чем песок).
2. Воспитатель подводит детей к емкости с водой и опускает в нее комок почвы: что происходит? На поверхности появились пузырьки А что в воде превращается в пузырьки. Воздух! Значит в почве есть воздух.
Слушание музыки: «Голоса леса, дождя»
Песочная терапия: «Раскопки»
Рисование песком
Психогимнастика: упражнение на расслабление «Липкая глина», «Отдых на природе»
Чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Подвижные игры:
«По кочкам»
«Найди свой дом» («дома» - камень, песок, пенек и др.)
Вторник
Утренняя гимнастика на свежем воздухе (проводит Умница)
Беседа «Какие бывают почвы?»
Наблюдения:
Мокрый песок, сухой песок. Из чего удобнее строить?
Летний вернисаж. Рисование палочкой на песке.
Изготовление коллажа «Жизнь на Земле» (из открыток, журналов, картинок)
Знакомство с картой и глобусом– поиск суши, воды, разных ландшафтов земли (лес, горы, степь, пустыня).
Чтение стихотворений и загадок о скрытых богатствах природы.
Закаливающая гимнастика. Хождение босиком по «дорожке здоровья».
Игры:
«Это правда или нет?»
Поисково-исследовательская деятельность.
1. «Сыпучий песок»
2. «Песок может двигаться»
3. «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо»
4. «Песок или глина?» (определение свойств песка и глины в сравнении)
Среда.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе (проводит Тихоня)
Беседы:
«Где люди используют песок?»
«Песочные часы»
Наблюдение:
«Песочные часы» (с какой скоростью пересыпается песок, как долго длится минута)
Поисково-исследовательская деятельность.
«Что сделают с почвой пять дождевых червей?»
«О чем говорят следы на песке?»
Строительные игры из песка с использованием формочек, природного и бросового материалов.
Игра – драматизация «Подземные жители» (сюжет из сказки «Дюймовочка»)
Игры:
«Лить – поливать»
«Закончи предложение»
«Назови одним словом»
«Едем, плывем, летим»
Четверг
Утренняя гимнастика на свежем воздухе (проводит Елочка)
Беседы:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Зачем нужна почва?»
Поисково-исследовательская деятельность.
«Влияние состава почвы на рост растений»
Сборка и сортировка камней.
Наблюдение:
«Коллекция камней» (рассматривание камней, сравнение)
Конструирование «Узоры из камушков»
Дыхательная гимнастика.
«Запах полей» (задержка дыхания и выдох)
Упражнения для профилактики плоскостопия:
Ходьба босиком по песку и камням;
«Возьми камешек с помощью пальцев ног»;
«Медвежий след» (ходьба с упором на руки)
«По горячим уголькам» (ходьба на ребре стопы)
Песочные игры:
«Найди клад».
Подвижные игры:
«По кочкам»
«Найди свой дом»
Игра ТРИЗ: «Почва: хорошо – плохо»
Сюжетно-ролевая игра «Геологи» (Игровая ситуация: подготовка к раскопкам, раскопки, забор почвы на пробы, исследование почвы)
Игры:
«Замок из песка»
«Археологи» (поиск кисточкой предметов в песке)
Пятница
Пословицы о земле
Труд в цветнике (рыхление, полив земли)
Беседы:
«Что такое горы»;
"беседа о профессии геолог";
«Путешествие в горы» (знакомство с некоторыми обитателями гор);
«Как человек использует камни».
Опыты.
«Как звучат камни?»
«Можно ли рисовать камнем?»
Рассматривание иллюстраций с изображением камней, гор.
Художественная деятельность.
Рисование «Горы».
«Превращение камешка»
Приложение.
Загадки
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
(Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… (трава)
Самый верхний слой земельный.
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (Почва)
Он живёт в земле сырой
И питается землёй.
Тело кругло и длинно,
Не имеет лап оно.
Нет и шеи, и, увы,
- Хвостик вместо головы.
На рыбалке круглый год
Рыба на него клюёт.
(червяк)
Я по веточке ползу,
Её листики грызу,
На себе несу свой дом,
Испугаюсь – спрячусь в нём.
Я всегда мокра и липка,
Называюсь я -. УЛИТКА
Пословицы о земле
«Земля-тарелка, что положишь, то и возьмешь»;
«Что посеешь, то пожнешь»;
«Копнешь, так и найдешь»;
«Где нет земли, там нет травы»;
«Земля труд любит»;
«Земля кормит и одевает».
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.