Лучший педагог года

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Сонина Лариса Юрьевна
Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Проект

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню

Дай попробовать – и я пойму

(Китайская пословица)

Актуальность

В связи с введением ФГОС ДО, меняются задачи и цели обучения дошкольников. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Публикация «Проект „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах

Детская экспериментальная деятельность и использование ИКТ отвечают требованиям ФГОС ДО и концепции модернизации российского образования. «Развивающему обществу нужны современные, образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Использование ИКТ трудно переоценить, т. к. образовательная деятельность с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проект направлен на формирование профессиональной компетентности педагога по организации опытно-экспериментальной деятельности в совместной образовательной деятельности, в режимные моменты.

Цель: проектирование развития познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности в условиях МБДОУ и семьи.

Задачи:

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, развитие познавательных интересов детей в опытно – экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

2. Осуществлять сотрудничество МБДОУ и семьи по формированию у детей познавательной активности.

3. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду, направленную на развитие у детей познавательных способностей :

- любознательности, активности, умение задавать вопросы взрослому.

- развитие мыслительных способностей; анализ, классификация, сравнение, обобщение.

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Срок реализации проекта : сентябрь 2020 г. – май 2022 г.

Участники проекта :

Должность

Участие в проекте

Воспитатель МБДОУ №9

Сонина Лариса Юрьевна Реализация проекта

Музыкальный руководитель

Музыкальное оформление и сопровождение мероприятий

Родители Помощь в проведении опытно-экспериментальной деятельности, участие в мероприятиях группы

Дети Участие в опытно-экспериментальной деятельности

Этапы работы над проектом.

1. Организационный.

- Изучение методической и педагогической литературы по проблеме.

- Диагностика начально-ключевых компетенций детей.

- Создание развивающей предметно-пространственной среды для детского экспериментирования (центр экспериментирования, центр игровой деятельности и др.)

- Определение тематики и содержания публикаций в СМИ, сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Практический.

- Внедрение и апробирование перспективного планирования по развитию познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

- Разработка картотек, презентаций, дидактических игр и упражнений для детского экспериментирования, подбор ИКТ по теме.

- Размещение информации на сайте МБДОУ и в сети Интернет.

3. Заключительный этап.

- Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.

- Творческий отчет по результатам реализации проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

Ожидаемые результаты:

1. Дидактические продукты

- Перспективный план по развитию познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы;

-Электронный банк «Развитие познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы» для родителей.

2. Информационно-практические продукты

- Разработка картотек по опытно-экспериментальной деятельности.

- Разработка конспектов по опытно-экспериментальной деятельности.

3. Повышение рейтинга детского сада в социуме.

- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на личном сайте и в сети Интернет.

- Творческий отчет о внедрении проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Социальный эффект

1. Педагог:

- Повышает педагогическую компетентность в области развития познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

- Осуществление образовательного процесса в инновационном режиме.

2. Воспитанники:

- Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

- Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

- Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

- В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;-

- Устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;

- Делают вывод.

3. Родители:

- Повышают интерес ребенка к опытно-экспериментальной деятельности.

- Расширяют кругозор детей.

- Повышают свою педагогическую культуру в области детского экспериментирования через чтение энциклопедий, справочников, просмотра видеофильмов о природе.

Перспектива

Распространение собственного опыта работы, публикация в СМИ и сети Интернет в процессе реализации проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

План реализации проекта

№ Тема

Срок Ответственный

1 Разработка перспективного плана

Сентябрь-ноябрь Воспитатель

2 Проведение диагностики начально-ключевых компетенций детей

Сентябрь Воспитатель

3 Оформление и содержание лаборатории «Маленькие исследователи»

Октябрь Воспитатели

Родители

4 Создание раздела на сайте «Маленькие исследователи»

Ноябрь Воспитатель

Литература

1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития,2009. -112с. : ил. – (Детский сад : день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О. В., Подъязков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дубиной. –М. : ТЦ Сфера, 2005.-64, - (Программа развитие).

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3,4,5, 2002. №1

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. -СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС»., 2006.-64с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. -М. : АРКТИ, 2003.-64с.

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей //Дошкольное воспитание. 2005 №1

9. Деканская В. А. Проектная деятельность дошкольников / Учебно – методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2013

10. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена,1995.

11. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком //Обруч,1997. - №2

12. Рыжова Н. А. Волшебница-вода /Текст//Н. А. Рыжова. – М: Линка-Пресс, 1997

13. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группеКонспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группе КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО МУЗЫКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ) И ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ ПОДЛАТАТЬ.

Конспект занятия по познанию окружающего мира на тему «Медузы» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познанию окружающего мира на тему «Медузы» для старшего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора и познавательного интереса по теме "Жители морей и океанов" Задачи: - Воспитывать любовь и заботу к окружающему.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группыКонспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группы Цель: изготовить объёмную аппликацию "Подснежники" с использованием нетрадиционного материала - ватных дисков. Задачи: - развивать художественный.

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Исследование объектов и предметов окружающего мира» Педагогический проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. «Исследование объектов и предметов окружающего.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 16:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД