МААМ-картинки

Проект «Знакомство с фольклором» для второй младшей группы

Софья Иванова
Проект «Знакомство с фольклором» для второй младшей группы

Паспорт проекта

Наименование проекта

Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки.

Вид проекта

Групповой, творческий

Разработчик проекта

Иванова Софья Витальевна, воспитатель

Цели и задачи проекта

Цель проекта :

Формирование у детей интереса к русскому фольклору

Задачи:

-знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

Публикация «Проект „Знакомство с фольклором“ для второй младшей группы» размещена в разделах

-обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• -расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

• -воспитывать уважение к культурам других народов.

• -развивать творческое воображение и фантазию детей

Сроки реализации проекта

Краткосрочный с 1.02.18 по 28.02.18г.

Этапы реализации проекта

1 этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Работа с родителями по теме проекта.

2 этап.

1. Планирование работы воспитателя с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сборов необходимых материалов и литературных источников по соответствующей теме.

3. Пропаганда знаний о влиянии фольклора на развитие ребенка для родителей воспитанников.

4. Создание базы данных о фольклоре.

3 этап.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Участники проекта

Воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты проекта

• В ходе реализации данного проекта у детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре, развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к фольклору разных народов, формируется внимание к выразительным средствам языка. Дошкольники знают названия различных промыслов. У детей обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор». Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

Книги, журналы, наглядные пособия (картинки, слайды, игрушки, и т. д)

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Вид проекта : Групповой, творческий, краткосрочный.

Цель проекта :

- Формирование у детей интереса к русскому фольклору

Задачи проекта :

знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

• воспитывать уважение к культурам других народов.

• развивать творческое воображение и фантазию детей.

Участники проекта : Воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта : (с 1.02.18 по 28.02.18г.)

Материалы и оборудование: Литературный материал по теме проекта, иллюстрации, игры по сказкам, аудиозаписи, музыкальный центр.

Основные формы реализации проекта :

• Чтение русских народных сказок, потешек, закличек.

• Интегрированные занятия

• Хороводные игры

• Музыкальные гостиные

• Викторина

Этапы реализации проекта :

1 этап - подготовительный:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

1. Обсуждение целей и задач проекта

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Работа с родителями по теме проекта.

2 этап - основной:

1. Планирование работы воспитателей с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующей тематике.

3. Пропаганда знаний о влиянии фольклора на развитие ребенка для родителей воспитанников.

4. Создание базы данных фольклора :

- оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

- организация тематических выставок.

3 этап – заключительный:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

План реализации проекта :

1-й этап (с 1.02.18 – 28.02.18)

Планируемые мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Составление плана работы и разработка конспектов по областям ООД

(«Рисование», «Физическая культура», «Природный мир»)

Февраль 2018 г.

Воспитатель

Пополнение и подборка материала по теме.

Подборка музыкального материала.

В течении первой недели февраля

Воспитатель, родители.

Муз. Руководитель.

Привлечение родителей к созданию выставки «Избушка на курьих ножках»

Февраль 2018 г.

Воспитатель, родители.

2-й этап (2.02.18-16.02.18)

Мероприятия

Задачи

Ответственный

Интегрированное занятие «Русское народное творчество: фольклор».

Знакомить детей с русским народным творчеством; воспитывать любовь и интерес к фольклору; обогащать и развивать словарный запас детей.

Воспитатель

Художественное творчество: Рисование

Тема: «Кто, кто в теремочке живет?»

Учить детей правильно сочетать цвета; учить распределять место зарисовывания; совершенствовать технику рисования.

Воспитатель

Природный мир

Тема: «Кто такая Лиса Патрикеевна?»

Расширять знания детей о животном «лисе»; создавать радостное эмоциональное отношение к «Отрицательному» герою сказок.

Воспитатель

Чтение художественной литературы:

«Курочка ряба», «Репка», «Теремок».

Способствовать развитию восприятия текста, воображению; прививать любовь к Родине, развивать память.

Воспитатель

ОБЖ:

«Не открывать дверь посторонним!» по сказке «Волк и семеро козлят»

Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми

Воспитатель

Физическая культура:

«Идет бычок качается…»

Развивать все группы мышц; прививать любовь к физической культуре и зарядке.

Воспитатель

Художественное творчество: лепка

Тема: «Колобок»

Развивать образное мышление совершенствовать технику лепки.

Воспитатель

Совместная деятельность

«Загадки для самых умных»

Закреплять знания по прочитанным сказкам, потешкам, закличкам.

Воспитатель

Природный мир:

Тема: «Мишка косолапый», «Волчок, серый бочок»

Расширять знания детей об этих животный, воспитывать чувство сочувствия, развивать воображение.

Воспитатель

Выставка

Художественное творчество: рисование

Тема: «Курочка ряба»

Создавать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам сказки «Курочка ряба»; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Воспитатель

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам сказок, обогащается восприятие детьми русского фольклора, формируется внимание. У детей повышается интерес к потешкам, сказкам, закличкам. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте, традициях русского народа, расширяется коугозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке, рисовании). Умение преодолевать трудности в общении. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.

Эффективность реализации проекта :

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к русскому фольклору, повысилась мотивация составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться фольклором.

Мониторинг знаний детей по теме «Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально и в непринужденно обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 13(52%) детей, на среднем уровне были знания у 7 (28%) детей, совсем низкий уровень- у 5 (20%) детей.

Знания детей о фольклоре были поверхностными, полученные в основном от бабушек, дети знали 2-3 потешки. Заключительная диагностика показала, что знания детей о фольклоре систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях, играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе иллюстраций, мультфильмов, прочитанной литературы.

Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 21 (84%) ребенок, средний- 4 (12%) ребенка, низкий уровень 1 (4%) ребенок.

Вывод:

Практическая значимость проекта состоит в том, что его можно использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладениями знаниями к родному языку, русскому фольклору.

Список литературы

1. Анакин В. П. «Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы.»; Москва; 1985г;

2. Афанасьев А. «Народные русские сказки»; Интернет ресурс: www.narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru

3. Бажов П. П. «Сказки отечественных писателей»; Санкт- Петербург., «Аст» 2018г;

4. Журнал «Живая старина» №1-2012г.

5. Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» №26-2014г.

6. Заклички для детей трех лет; Интернет ресурс:www. docplayer.ru

7. «Золотые сказки для детей»; Москва., «Эксмо»2017г.

8. Потешки для детей трех лет; Интернет ресурс: www.detochki-doma.ru

9. Толстой А. Н. «500 любимых страниц»; Санкт- Петербург., «АСТ»2017г.

10. Электронный журнал «Поэтика русского фольклора»; Под редакцией А. А. Горелов 1981г.

Приложение 1

Конспект ООД по развитию речи «Теремок»

Цель. Воспитывать у детей умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Задачи: Развивать память, речь, имитационные движения, мелкую моторику рук. Обучать умению вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке.

Оборудование: Домик -«Теремок», персонажи из сказки «Теремок»,трафареты следов медведя. конструктор.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход:

Воспитатель: - Ребята я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие- сказку. Ой смотрите, кто-то здесь наследил. Вы не видели кто это? Давайте отправимся по следам и посмотрим, куда они нас приведут. Только идти надо тихо, чтобы не спугнуть нашего гостя (следы приводят к домику).

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь сказочный домик, а рядом кто-то сидит. Кто это? (мишка). Наверное, он пришел из сказки, угадайте из какой.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог.

Это сказка ТЕРЕМОК.

Ребята Мишка очень любит слушать сказки. Расскажем ему русскую народную сказку «Теремок», а вы мне поможете? Садитесь по удобней и внимательно слушайте.

Рассказ сказки сопровождается показом театра, воспитатель просит детей помогать героям сказки проговаривать отдельные слова и фразы.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Солнышко над ним сияет.

Терем в гости приглашает.

Мышка пополю бежала,

Теремок тот увидала. Как пищит мышка – норушка? Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Никто не живет. И стала в нём жить.

Прискакала к теремку лягушка – квакушка, ква-ква. Как квакает лягушка? Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? - Я мышка- норушка, а ты кто?- А я лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить! – Иди! – отвечает мышка.

Прискакал зайчик - побегайчик: Покажите, какие у зайчика уши «Тук-тук, кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, а ты кто! «А я зайчик-побегайчик! Пустите меня в теремок!» - «Иди!»

Прибежала к теремку лисичка – сестричка: Как лисичка постучала? «Тук-тук. Кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто? «А я лисичка-сестричка, пустите меня в теремок!» - «Иди!»

Прибежал к теремку волк - зубами щёлк. Как воет волк? (У-У-У-У) «Тук-тук, кто в теремочке живет?» «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик -побегайчик, я лисичка-сестричка, а ты кто? «Я волк- зубами щелк!» Пустите меня в теремок!» - «Иди!»

Последним притопал косолапый медведь и зарычал: «Э-э-э-э!» Как медведь – косолапый, рычит? (Э-э-э-э) Тук- тук- тук. Кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волк - зубами щелк, а ты кто?» «А я медведь - косолапый, пустите меня в теремок!» - «Иди!» Лез, лез медведь, никак не залезет. Говорит: «Я лучше через трубу залезу!» Полез он на крышу, но и в трубу не влез. Расстроился мишка.

Ребята давайте поможем зверям, построить им большой, крепкий дом.

Пальчиковая игра «Строим дом».

Целый день – тук да тук, Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Раздаётся звонкий стук. Правым большим пальцем ударяем

Молоточки стучат, по большому пальцу левой руки.

Строят дом для зверят. Стучать кулачок о кулачок.

Пусть мой домик кос и крив, Сложить ладони, образовав «крышу».

Посмотри, как он красив! Посмотреть на домик со всех сторон.

Видишь – из окошка

Выглянула кошка!

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!» Сильно подуть на домик.

Но он крепкий домик мой, Сблизить ладони,

Хоть косой он и кривой! покачать соединёнными ладонями влево-вправо.

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет! Поднять «крышу» над головой.

Физминутка: дети имитируют движения животных.

Приложение 2

Конспект занятия по ОБЖ «Не открывать дверь незнакомым»

Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,

Задачи.

Образовательные.

1. Вызвать у детей чувство ответственности за дом, семью.

2. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь вспомнить знакомые пальчиковые игры, развивать слуховое восприятие при слушании рассказа, обогащать словарь детей новой лексикой.

Развивающие.

1. Продолжать развивать связную и эмоциональную речь.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать сюжетно – игровой замысел.

Воспитательные.

1. Воспитывать у детей бережливое и внимательное отношение к дому, к семье и к собственной безопасности.

2. Создание бытовой ситуации в игровой форме.

Предварительная работа:

1. Разучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Разучивание подвижной игры «День и ночь».

3. Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».

Оборудование:

1. Иллюстрации на тему «Мой дом ---моя крепость», фотографии различных дверей и замков, различных домов и зданий.

2. Изготовление масок волка, ёжика и совы.

Методы и приёмы.

1. Словесные.

2. Пальчиковые игры.

3. Физкультминутка со словами.

4. Подвижные игры.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Слушаем рассказ «Волк и семеро козлят»

А сейчас я хочу спросить у вас, бывали ли такие случаи, когда вы были дома без родителей и открывали дверь незнакомым людям? Так вот, чтобы такого не случалось, в доме всегда есть прочная дверь, которую не следует открывать без разрешения родителей.

2. Беседа: Какие бывают двери? Рассматривание иллюстраций и фотографий.

Кто мне ответит, какой части дома мы всегда пожимаем ручку, когда нам нужно попасть в комнату или выйти из неё? Двери! Правильно! Дверь ---это то, что мы открываем и закрываем, входя в помещение и выходя из него.

Дверь висит на петлях, благодаря которым она может открываться и закрываться.

Двери делают из различного материала: дерева, картона, пластмассы и даже стекла. В больших магазинах и крупных учреждениях можно встретить раздвижные двери, которые раздвигаются сами, стоит к ним только подойти.

Наружную дверь дома или квартиры называют входной и изготавливают из более прочного материала, например, из металла.

А теперь отгадайте загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» --- верно, это замок.

3. Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок кто его открыть бы смог?

Покачали-покачали…Потянули-потянули…Покрутили-покрутили

Ключ достали повернули. Наконец, замок открыли

Итак, входная дверь имеет замок, который защищает дом от непрошенных гостей. И каждый замок имеет свой ключ. В замок мы вставляем ключ, поворачиваем его, и входная дверь открывается, впуская нас в дом. Ключи лучше не терять и держать всё время в одном месте, например, мама держит ключ в сумочке, в определённом кармане, а папа в своём портмоне или в бардачке в машине. Нередко входная дверь может иметь глазок --- маленькое стеклянное окошечко, через которое можно видеть того, кто подошёл к двери. Если его нет, и хозяин не может увидеть гостя из окна, то ему приходится всё-таки открыть дверь хотя бы на минутку, чтобы посмотреть, кто стучится в его дом.

4. Игра со словами «Вот в лесу из брёвен дом»

Вот в лесу из брёвен дом. Есть окошко в доме том

Посмотрели мы в окно --- в доме тихо и темно

Осторожно кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом

Выглянул какой-то зверь «ффф» …сказал и запер дверь

Мы погромче кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом

Выглянул какой-то зверь «ууу» …сказал и запер дверь

Громко-громко кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом

Говорит нам третий зверь:

«Хватит в домик наш стучать! Дайте хоть чуть-чуть поспать!»

Что за звери живут в лесной избушке? И почему они днем спят? (ёж, волк и сова)

5. Подвижная игра «День – ночь»

Помните сказку «Волк и семеро козлят»? Пока козлята ждали маму за запертой дверью, они были в безопасности. Но доверчивые козлята открыли дверь волку-обманщику. И что после этого с ними случилось? Правильно, волк их проглотил, если бы мама-коза не наказала серого разбойника, то конец у сказки был бы очень печальным. Поэтому и нам нужно быть осторожными и не открывать двери посторонним, даже если они и говорят «сладким» голосом, так похожим на мамин.

6. Весёлая физкультминутка «Козлята и Волк»

Дети: Мы весёлые козлята скок-скок-скок

Не боимся мы тебя, злой, противный волк…

Мы на солнечной полянке скачем -скачем спозаранку

Ну, а ты, стучи зубами щёлк-щёлк-щёлк…

Волк: Ах, вы, глупые козлята! У-У-У

ВЕСЕЛИТЬСЯ РАНОВАТО! ВСЕХ ПЕРЕЛОВЛЮ!

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «Знакомство с лесными жителями» Комитет по Образованию г. Улан – Удэ Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Для детей дошкольного и школьного возраста «Прогимназия.

«Знакомство с техникой «зонить». Непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы«Знакомство с техникой «зонить». Непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы «Знакомство с техникой «Изонить» непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы. Пояснительная записка Предмет.

Физкультурное занятие для детей второй младшей группы «Знакомство с гимнастическим матом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Сертоловский ДСКВ № 1». Конспект НОД по физической культуре с детьми второй.

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость»План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость» План — конспект занятия для детей второй младшей группы 3–4 лет «Песочная страна» Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание.

Планирование на неделю для детей второй младшей группы «Знакомство с фольклором» Тема недели: «Знакомство с фольклором» (2 младшая группа) Цель недели: Создание условий для развития личности ребёнка, его внутреннего и.

Проект во второй младшей группе «Знакомство с дымковской росписью»Проект во второй младшей группе «Знакомство с дымковской росписью» Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей «Знакомство с дымковской росписью». 2 младшая группа Составили: Шаповалова Л. Ю. Павловская.

Проект по поликультурному воспитанию «Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект Знакомство с народной культурой и традициями 2 младшая группа Воспитатель: Дмитриева Е. А. г. Воронеж, 2018 г. МБДОУ «Детский сад.

Знакомство детей второй младшей группы с фольклором Видео . Актуальность. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного.

Педагогический проект во второй младшей группе «Знакомство с профессией повар» Педагогический проект во второй младшей группе на тему: Знакомство с профессией «Повар» (долгосрочный (октябрь 2015г. – апрель 2016г.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с фольклором» для второй младшей группы
Опубликовано: 9 августа 2018 в 17:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД