МААМ-картинки

Проект для детей старшей группы «Мой край родной ни в чем не повторим»

Ольга Радченко
Проект для детей старшей группы «Мой край родной ни в чем не повторим»

«Мой край родной ни в чём неповторим»

Содержание проекта :

1. Общие положения…3

2. Актуальность выбранной темы …. 4-6

3. Цели и задачи проекта…. 7

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта…8

5. Этапы реализации проекта…. 8-9

6. Перспективный план работы …10-11

7. Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта…. 11-12

8. Приложение …13-54

9. Список литературы….54-56

Общие положения

Публикация «Проект для детей старшей группы „Мой край родной ни в чем не повторим“» размещена в разделах

Название проекта – «Мой край родной ни в чём неповторим»

Нормативно-правовое обоснование проекта :

1. «Конституция Российской Федерации»;

2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012);

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

6. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;

7. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

8. Устав МБДОУ ЦРР - Д. с. № 1 «Теремок».

Контакты:

Юридический адрес – 658076, Алтайский край, ЗАТО Сибирский, ул. 40 лет РВСН, 3.

Телефон – 8 (38532) 50276

Официальный сайт ДОУ - https://dou-dszatosibirsky.ru/

Актуальность выбранной темы:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городке и крае.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Тем более, что 2017 год для жителей Алтайского края юбилейный– ему исполняется 80 лет.

Цели и задачи проекта

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Цель проекта : воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, со своей малой Родиной.

Задачи проекта :

1. Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.

2. Показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Алтая и своего городка.

3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

4. Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях городка, района.

Участники проекта. Тип, сроки реализации проекта.

Участники проекта :

Дети старшей группы (5-6 лет).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Тип проекта : информационно-творческий, познавательный.

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По продолжительности: долгосрочный.

Сроки реализации: январь-апрель (2 полугодие)

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории края, его природе.

Занятия проводятся 3 раза в месяц

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

1) Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей и родителей (анкетирование) для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

2) Разработка проекта

Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.

Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).

Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Составление плана работы над проектом.

II этап - основной, включает в себя:

1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3. экскурсии в музей,

4. пополнение развивающей среды,

5. выставки детских работ

Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по городку; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т. д.

III этап -завершающий

1) Презентационно - завершающий

1. Открытое мероприятие “Знатоки родного края».

2. Выставка продуктов детской деятельности.

3. Оценка этапов реализации проекта детьми.

2) Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов, мониторинг детей.

2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Дата Тема Содержание занятия

Январь 1. Беседа «Мой Алтай»

2. Занятие: "Путешествие по столице Алтайского края – городу Барнаулу"

3. Беседа, пешая прогулка по городку: «Мой городок» Как называется край? Найди его на карте России, мира, на глобусе.

Работа по карте. Где расположен город Барнаул? Достопримечательности Барнаула. Губернатор края А. Б. Карлин. Просмотр открыток, иллюстраций о городе Барнауле.

Изучение истории ЗАТО Сибирский.

Февраль 1. «Зима шагает по нашему городку»

2. Беседа «Реки Алтая»

3. Занятие по изобразительной деятельности «Телецкое озеро» -выставка детского рисунка/фотографий

Реки, озера края на карте и их польза человеку. Охрана вод.

Изображение озера

Март 1. Экскурсия в музей

2. Занятие «Ознакомление с живой природой родного края»

3. Беседа «Наедине с Красной книгой»

- знакомство с музеем ЗАТО Сибирский

Познавательное экологическое занятие с элементами игры.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Дидактическая игра «Узнай растение».

Апрель 1. Занятие «Природные богатства Алтая»

2. Открытое мероприятие с родителями «Знатоки родного края»

3. Подведение итогов, мониторинг Знакомство с полезными ископаемыми края и их распространением.

КВН-викторина для родителей и детей

Беседа, наблюдение

Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта

Ожидаемый результат.

Для детей :

1. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку.

3. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков проектной деятельности.

4. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

Для педагогов:

1. Актуализировать краеведческие знания.

2. Обогатить знания дошкольников новым содержанием

3. Повысить профессиональное мастерство воспитателей в вопросах краеведческого образования дошкольников.

4. Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в группе.

5. Стимулировать педагогический поиск.

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)

— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)

— анкетирование родителей.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём крае, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.

Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшей группы «Мой край родной ни в чем не повторим»
Опубликовано: 27 января 2020 в 11:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД