Зинаида Пьянкова
Проект «Фелтингград»
▼ Скачать + Заказать документы
«Не то золото, что дорого и блестит,
а то золото, что руками мастера создано».
Тип проекта: творческий, игровой, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 4-5лет.
Актуальность темы: Валяние является одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Шерсть - один из наиболее ценных материалов, даруемых нам природой. Техника "валяние из шерсти" имеет и другие названия: фелтинг (felting, набивание, фильцевание, фильц.
Публикация «Проект „Фелтингград“» размещена в разделах
Любая вещь, сделанная из неё собственными руками, уникальна и оригинальна. Уже давно в моде войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, предметы интерьера, войлочные картины и игрушки. Валяные вещи сохраняют тепло ваших рук, впитывают ваше настроение и чувства. А многообразие цвета, красок, форм, возможностей?
Удивительно, как из овечьей шерсти рождается новая, неповторимая вещь! Как использовать это богатство? Как передать это детям? Ответом на эти вопросы стало создание проекта «Фелтингград». (мини- город маленьких, начинающих мастеров-умельцев).
Благодаря проекту, у детей развиваются познавательные процессы, пополняется словарный запас, развиваются тактильность, чувство цвета, эстетическое восприятие. умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях.
Соприкосновение с народным декоративно – прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Проблема: Выявить, какие технологии существуют.
Как научить детей технологии выполнения украшений, игрушек в технике фелтинг.
Цель проекта:
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества - валяние;
Способствовать развитию у детей познавательных процессов через знакомство с технологией – фелтинг, в разных видах деятельности.
Создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы и детского сада.
Задачи проекта:
• Приобщать детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.
• Расширение знаний об истории и развитии технологии фелтинг;
• Повысить внутреннею мотивацию ребенка; умению находить варианты решения при изготовлении изделий методом мокрого валяния;
• Прививать интерес к работе с шерстью и побуждать желание добиться планируемого результата в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
• Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев рук.
Объект: Привлечение внимания педагогов и родителей к технологии фелтинг
Предмет: Педагогический проект «Фельтингград».
Планируемый результат:
на уровне ребенка - Развитие познавательных процессов у детей, активизация речи, пополнение словарного запаса (работа с терминами, тактильности, виденье и понимание прекрасного, эстетическое восприятие; будут иметь возможность освоить технику мокрого валяния. Работать в группе: осваивать алгоритм выполнения работы, расширить знания детей о различных видах декоративно-прикладного творчества;
-на уровне собственной профессиональной деятельности – повышение компетентности в области проектирования и технологии фелтинг;
- на уровне семьи – удовлетворенность детским творчеством.
- на уровне учебно-методического обеспечения – обобщение и представление опыта работы инновационной технологии «Фелтинг» педагогическому сообществу города и участие в конкурсе «Калейдоскоп методических идей» в номинации «Методическое пособие по познавательному развитию» (1 место)
- на уровне предметно-развивающей среды – пополнение группы дидактическими играми «Во фруктовом царстве,овощном государстве» (овощи, фрукты, цветы, «Цветик – семицветик», «Русский сувенир» (валенки, модные аксессуары для девочек и мальчиков «Салон красоты», войлочные картины, панно – украшение интерьера.
Гипотеза проекта
Если правильно использовать многогранные возможности по развитию познавательных процессов у детей через организацию технологии фелтинг, то возможно более качественное развитие познавательных процессов, речи детей, эстетического восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, развитие сенсорики.
Срок реализации проекта: 1 год.
Место проведения: МКДОУ– детский сад №25 «Сказка»
Обеспечение деятельности: (технологии ВАЛЯНИЕ)
Материально-техническое: технические средства - ноутбук, проектор, программа Microsoft Word 2007, инструменты (иглы для валяния, ножницы, приспособления (поролоновая губка, мыло, пупырчатая плёнка, пульверизатор); материалы (натуральная шерсть для валяния, синтипон, бусы, нитки, пайетки).
Основные направления реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Подборка методической литературы по теме.
2. Подборка художественной литературы, художественного слова, пальчиковых гимнастик, пословиц, стихов, загадок по теме технологии.
3. Подборка дидактического материала, наглядных пособий.
4. Презентаций, мастер – классов.
5. Составление перспективного плана. Модель трёх вопросов (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнаем). (План совместной деятельности в системе педагог- дети-родители) 6. Изучение схемы-модели по валянию.
7. Вовлечь родителей в работу над проектом.
8. Анкетирование родителей «Что вы знаете о валянии»
9. Изготовление памяток, брошюр, буклетов.
10. Стенд «Валяние».
Исследовательский этап: Экспериментирование с шерстью.
Опыты: «Почему варежки из шерсти?» На прогулке предложить на короткое время снять варежки из шерсти. Что почувствовали? –Холод, руки начали мёрзнуть.
Вывод: шерстяные варежки греют, шерсть сохраняет тепло.
Опыт: «Сравнение мокрой и сухой шерсти по весу». Вывод: Мокрая шерсть тяжелее, чем сухая.
«Сравнивание шерсти животных (овечки, козы, кролика, собачки) – сравнили шерсть по цвету, запаху (обработанную и не обработанную).
Какая шерсть по цвету, длине волоса, твердости, (натуральная и крашеная?
Что будет с шерстью если её потянуть? Вывод: она тянется, превращаясь в ниточку т. к. волоски цепляются друг за друга
Опыт: «Покрасим акварельными красками шерстяную ниточку» Вывод: Надо красить специальными красками – для шерсти
разноцветными, чтобы изделия были красивее.
Смотать в клубок нитки. Узнать вес.
Как определить толщину ниток?
Почему валяное изделие становиться меньше (на треть? Вывод: может впитывать влагу – сбивается.
Опыт: Кто спрядёт шерсть быстрее (современная прядильная машина или веретено? Вывод: современная прядильная машина.
Как уменьшилась изделие (измерить)
Почему изделие становиться меньше с помощью мыльного раствора и сетки?
Почему шерсть уменьшается с помощью игл? Вывод: иглы уплотняют шерсть– она сбивается.
Обобщающий этап:
1. Беседы: «Какие животные имеют длинную, пушистую шерсть», «Какую пользу приносят человеку домашние животные?», «Как получают пряжу?»,
«Где и как используют шерсть животных?», «Как гадали в старину -валенком», «Как делают валенки»
2. Познавательно- игровые НОД:
• «В гостях у Белочки – умелочки» Цель: ознакомление детей с предметами рукоделия прялкой и веретеном,
• «В гостях у Бабушки –хозяюшки». Цель: ознакомление с современной прядильной машиной. Показать и рассказать детям о том, что с помощью прядильной машины можно спрясть пряжу намного быстрее.
• «В гостях у Дедушки Зная» Цель: ознакомление с современной шлифовальной машиной. Показать и рассказать детям о том, что с помощью шлифовальной машины можно свалять шерсть намного быстрее, чем руками.
3. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Про козу», «Золотое веретено», Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”.
4. Речевые дидактические игры с (войлочным мячиком): «Кто как голос подает?» (собака – лает, коза – блеет) «Скажи ласково» (овца – овечка, собака-собачка, «Назови детёныша», «Какая шерсть –мягкая….»?
5. Подвижные игры: «Барашек», «Упрямые барашки», «Передай валенок», «Валеночные испытания»: бой валенками или пляска в валенках, сбей кеглю, бег в валенках.
6. Игры «Чудесный мешочек», «Волшебный клубок».
7. Пальчиковые гимнастики «Овечки, «Коза – хлопота».
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
8. Чтение стихов о валянии, войлочных вещах, загадывание загадок по теме.
9. Самостоятельная игровая деятельность детей (в свободном доступе у детей войлочные «валяшки» изготовленные своими руками: овощи, фрукты, цветы, кукольная одежда, сумочки, шляпки, бусы, колье, галстуки и бабочки для мальчиков, прихватки, салфетки, смайлики, «Капитошки», гусеницы, к праздникам: куличи, пасхальные яйца, новогодние игрушки вязаный театр и др.
10. Изготовление картины-панорамы «На лужайке возле речки, жуют травушку овечки».
11. Кроссворд «Мокрое валяние», «Сухой фелтинг».
12. Динамические паузы «Овечки на лугу»; «Шёл козёл по лесу».
Цель: Прививать детям необходимые двигательные навыки, укреплять мышечный аппарат, формировать правильную осанку, постановку.
13. Просмотр видео: «Как валяют валенки», «Как стригут овец», Мастер класс «Мини-валенки».
14. Театрализованная игра «Веселые превращения» по стихотворению В. Степанова.
15. Вопрс – ответ:
Как по – другому называют валенки?
Зависит ли название от шерсти из которой валяют валенки? (валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками»,
«Где теплее пальчикам в рукавичке или перчатке? Почему?»,
«Чем удобнее брать предмет перчатками или рукавицей? Почему?»
Одинаковые ли перчатки у мамы и папы?
Когда нужны рукавицы, только зимой?
16. Заучивание частушек : о валянии, «Валеночные частушки», Частушки: (П. Говорова)
17. Просмотр видеозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Л. Руслановой, танца «Валенки»;
18. Заучивание песен: Песня “Валенки” Слова: Шовкопляс О. В., Наседкиной И. И., Киселевой В. И. Музыка Киселевой В. И.
19. Загадывание загадок - Дедушка Всеведушка
20. Выставки: «Валенки», «Варежки»
21. Аппликация: «Валенки для Дедушки Мороза»
Содержание деятельности родителей:
- Организовать «Клуб «Страна Мастеров» с участием мам, бабушек.
Наблюдение за работой мам.
- Участие в изготовлении пособий для детей. Изготовление деревьев;
- Изготовление родителями кукол для театра по мотивам русских народных сказок;
- Участие в оформлении выставок в группе.
- Выставка работ: «Пасха», «Во фруктовом царстве,овощном государстве»
Деятельность воспитателя:
1. Разработка конспектов занятий, проведение бесед, игр, встреч, чтение художественных произведений.
2. Подбор иллюстраций, открыток,.
3. Оформление мини-музея «Чудесные валяные штучки».
4. Оформление игры «Что сначала, что потом».
5. Мастер –класс по валянию с воспитанниками мариинского класса школы №2 и родителям.
6. Консультации, рекомендации родителям: «Натуральная шерсть — лекарство от многих бед», «Поясок из шерсти спину лечит», «Техника сухого валяния», Брошюра З. А. Колосовой «Мастер – класс по сухому валянию – Обезьянка» город Тавда.
7. Презентация «Валенки, валенки и больши, и маленьки – сказочные валенки»
8. Буклеты «Чудо – технология», «Русский сувенир».
9. Кроссворды «Мокрое валяние», «Сухой фелтинг».
10. Участие в городском конкурсе «Ай, да валенки», «Сказки дедушки Корнея».
11. Фотовыставка «Валяние», «Чудесные войлочные штучки».
12. Проект «Кудрявые овечки – добрые сердечки».
Заключительный этап:
Сообщение для родителей на собрании «Наш мини-музей».
Показ детьми нашей группы пособия «Во фруктовом царстве,овощном государстве», «Цветик – семицветик», «Русский сувенир» для детей других групп.
Дефиле «Современный войлок»(одежда, аксессуары). Выставка – (арт-объекты, предметы интерьера)
Результат проекта:
Развитие у детей познавательных процессов.
Активизация речи детей, пополнился словарный запас.
• Воспитание чувства красоты, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.
Развитие и укрепление детско – родительских отношений.
Информационные источники:
К. Шинковская «Вещицы из войлока». Издательство: АСТ-ПРЕСС
Г. Красникова,В. Бублик, М. Мамонтова. Всё о войлоке и фильцивании: Практическое руководство. (Приложение к журналу «Чудесные мгновения»).
З. А. Колосова «Мастер – класс по сухому валянию. Обезьянка.» г. Тавда 2016г
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей. М., 2008г.
И. В. Гурская «Чудесные идеи – валяния шерсти» мастер- класс. Г. Когалым,2012 г.
Боброва. Волшебный клубок.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элем, экологических представлений. М: Мозаика-Синтез,2010.
А. М. Диченскова. Вязаные забавные игрушки. Ростов на Дону. «Феникс», 2006г.
И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. Санкт-Петербург. 2007г.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в детском саду».- Просвещение 2002
О. Б. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»-М: Мозаика-Синтез,2005.
-Материалы интернета.